...
Головна » Девиация и медицина. Девиантное поведение и врачебная практика.

Ключевые понятия: девиация, медицина, девиантное поведение, меди­цинская практика.

Актуальность темы: В настоящее время появляются все новые формы девиантного по­ведения, в том числе и в медицинской практике, что вызывает необходи­мость своевременно изучать их. Четкое представление сущности социаль­ного отклонения и болезнью поможет будущему врачу принять превен­тивные меры для предотвращения подобных случаев.

Общая цель: определить разницу между категориями «социальное от­клонение» и «болезнь», показать влияние девиантного поведения на фор­мирование так называемых социальных диагнозов.

Конкретные цели:

  • определить понятие девиации и болезни;
  • раскрыть особенности девиантного поведения в медицинской практике;
  • определить новые формы девиантного поведения в медицинской практике.

1. Сравнительный анализ понятий «девиантное поведение» и «болезнь»: социологический и медицинский подходы

Болезнь - это жизнедеятельность организма, выражающаяся в изменении функции, а также - в нарушении строения органов и тканей, и возникающее под влиянием чрезвычайных для данного организма раздражителей внешней и внутренней среды организма.

Следует отметить, что девиантное поведение, хотя и является отклонением от нормы, все же не болезнь - это лишь социальное отклонение, поэтому рассматривать девиантное поведение в рамках медицины нельзя.

Хотя формы девиантного поведения действительно являются признаками психического расстройства, большинство девиаций - это, так называемая, пограничная область между нормой и патологией, т.е., человек отклоняется от нормы в своем поведении, но у него нет психического расстройства.

Определение девиации зависит от того, как общество формирует свое представление о норме. То, что может быть для одного общества нормой, для другого - девиация.

Болезнь имеет свои четкие признаки, характерные для представителя любого общества. Когда речь идет о болезни, устанавливается медицинский диагноз человеку, предполагающий определенное лечение. Девиантное поведение можно откорректировать с помощью психологов, социальных педагогов. Диагностировать девиантное поведение сложнее, чем болезнь. Например, существует воровство как криминальное действие с целью наживы, есть зависимое «воровство» как девиация, когда человек не всегда способен контролировать себя, а есть клептомания как симптом психической болезни. Внешне они проявляются одинаково. В этом и проблема диагностики. Кроме того, нужно четко понимать, какие причины и механизмы лежат в основе того или иного девиантного поведения - социальные, психологические или психопатологические.

Существует большое количество форм и механизмов девиантного поведения. Например, агрессия, которая может быть нормой, если это ответная реакция, но она может быть немотивированной. Существует аутоагрессивное девиантное поведение - суицидальное. 75% людей, которые совершают суициды, психически здоровы, но назвать нормой суицидальное
поведение нельзя. Существует и парасуицидальное поведение, когда че­ловек не стремиться к смерти, а любит рисковать жизнью. Например, увле­чение экстремальными видами спорта.

Самый распространенный на сегодняшний день тип девиантного поведения - зависимость от психоактивных веществ.

Также это сексуальная девиация, когда человек выходит за рамки традиционной нормы - педофилия, зоофилия. Девиантным, но не болез­ненным, может быть признано свингерство. С точки зрения психологии - это не абсолютная норма, с точки зрения психиатрии - норма.

Пищевые девиации, нарушение пищевого поведения - булимия, анорексия. Гурманство тоже может быть формой девиантного поведения. Также девиантными могут быть такие увлечения, как Интернет- зависимость, игромания.

Существует коммуникативная девиация в виде фанатизма. Напри­мер, поведение шахидов. Они психически здоровы и за ними, с их точки зрения, стоит святая идея, но их поведение явно отклоняется от нормы. Есть еще спортивный фанатизм, музыкальный и т.д.

В девиантном поведении можно выделить пять основных этапов, которые из социального отклонения превращаются в диагноз:

  1. Делинквентный, когда человек поступает назло, борется с окружающей реальностью своим поведением.
  2. Аддиктивный, когда человек уходит из реальности в свою зави­симость. Он может употреблять алкоголь, потому что ему не нравится реальность, а в собственном мире в нетрезвом состоянии ему комфортно. Тот же механизм срабатывает при Интернет- зависимости.

    III.            Патологические личностные качества. Человек таким сфор­мировался в процессе воспитания на базе своих биологических основ с психологическими особенностями.

  1. Психическая патология. Например, человек идет по улице и смеется, разговаривая сам собой. Может, конечно, задумался, а может, его девиантное поведение базируется на галлюцинациях.
  2. Формирование на базе гиперспособностей (редкий этап). При­мером такой девиации могут служить гении, выдающиеся люди, актеры, писатели, журналисты и т. д. Коррекция девиантного поведения будет связана прежде всего с тем, какие механизмы лежат в основе его формирования. Если на базе психической па­тологии — лечить, то на базе гиперспособностей или творческого потенциала — оставлять в таком виде, в каком они есть.

Можно вычленить из девиантного поведения и положительные стороны. Например, экстремальные виды спорта развивают определенные черты характера - смелость, упорство, целеустремленность; вместо зави­симости от алкоголя появилась другая форма девиантного поведения — рыбалка или религиозный фанатизм; наркоман ушел в монастырь. В целом, неплохо, особенно по сравнению с тем, что было. Поэтому положительные формы девиантного поведения можно использовать в качестве коррекции.

2. Основные формы девиантного поведения

  • Алкоголизм
  • Наркомания
  • Суицид
  • Токсикомания
  • Проституция
  • Табакокурение
  • Сексуальные отклонения

Алкоголизм (alcoholism) - биопсихосоциальное заболевание, в ос­нове которого лежит зависимость человека от алкоголя («алкоголь» по- арабски «одурманивающий»). Одна из форм отклоняющегося (девиантного) поведения. Алкоголизм как заболевание впервые подробно описал в сере­дине XIX в. шведский врач Магнус Гусе, хотя само оно известно с древ­ности. Согласно «Международной классификации болезней» Всемирной организации здравоохранения, алкоголизм - это состояние (психическое и обычно также физическое), возникающее в результате потребления ал­коголя и характеризующееся постоянной или периодической потребнос­тью в нем. Алкоголиком в полном смысле слова считается человек, для которого алкоголь стал столь же необходимым компонентом жизнедеяте­льности, как вода и пища. Больной алкоголизмом готов на все ради полу­чения алкоголя, несмотря на отрицательные последствия его потребления для себя и окружающих. Распространение алкоголизма в обществе - один из симптомов социального неблагополучия. С одной стороны, люди ищут «отдушину в бутылке», когда не находят места в жизни, чувствуют разлад между собой и окружающим миром. С другой - чрезмерное потребление алкоголя само по себе ведет к маргинализации индивида, его выключению из нормальной жизни. Поэтому алкоголизм есть и следствие, и причина социального неблагополучия. Само по себе потребление алкогольных на­питков, как правило, не относится к девиантному поведению (за исключе­нием мусульманских стран). Таким образом, термин «алкоголизм» имеет два основных смысла: это и болезнь индивида, связанная с его личными особенностями, и социальная патология, связанная с развитием общества в целом.

Наркомания (от греч. nark - оцепенение, mania - безумие, страсть) - заболевание, выражающееся в физической и/или психической зависимос­ти потребителя от наркотиков, постепенно приводящей к разрушению его организма. Необходимо различать понятия «потребление наркотиков», «наркомания» и «наркотизм». Потребление наркотических средств в принципе аналогично потреблению алкоголя и табака: все эти вещества относят к «вредным благам», поскольку они дают потребителю субъекти­вное ощущение удовольствия, но в то же время наносят его организму вред. Наркопотребление может происходить не только «ради наслаждения», но быть рекомендованным врачом в качестве лекарственного средства (как болеутоляющее, снотворное, психостимулятор). Если потребление нарко­тиков происходит регулярно, то в организме потребителя происходят из­менения, в результате которых постепенно формируется физическая и/или психическая зависимость от наркотиков. Таким образом, потребление наркотиков становится необходимым, чтобы снять болезненные ощуще­ния («ломку»). Состояние, при котором человек испытывает потребность в регулярном приеме наркотиков, называют наркоманией. Наркотизм - это социальное явление, выражающееся в потреблении некоторой частью населения наркотических средств и соответствующих последствиях. Впрочем, часто понятием «наркомания» обозначают как индивидуальное состояние потребителя наркотиков, так и массовое наркопотребление. Хотя потребление наркотиков известно людям ни одно тысячелетие, дол­гое время оно не было острой проблемой. В доиндустриальных обществах наркотики (опиумный мак, отвар мухомора и др.) потреблялись в основ­ном служителями культа во время религиозных ритуалов или воинами для притупления боли и стимулирования боевой энергии, поэтому бытовая наркомания была довольно редкой. Европейское общество познакомилось с привезенными с Востока наркотиками (гашиш, опиум) в начале XIX в. Они стали популярны не только как болеутоляющие лекарства, но и как средства «расширения сознания». Первоначально наркомания развивалась только в богемных кругах. После опиумных войн 1839-1860 европейцы заставили правительство Китайской империи легализовать торговлю опиу­мом, который англичане привозили из Индии. Поскольку ранее в Китае наркотики почти не были известны и отсутствовала культура их потреб­ления, то наркомания буквально захлестнула эту бедную страну. Китайс­кие мигранты завезли опиумокурение в Америку. К началу XX в. нарко­мания стала известна уже во многих странах мира, но широко распрост­ранена лишь в некоторых социальных слоях (преступники, богемная элита, бывшие военные). После запрета легальной торговли наркотиками круг их потребителей в основном ограничивался «социальным дном». Перелом произошел в 1960-е, когда «молодежная революция» в атмосфере «общес­тва всеобщего благосостояния» втянула в потребление наркотиков снача­ла молодежь, а затем и средние слои Америки и Западной Европы. За не­сколько лет масштабы наркомании в развитых странах выросли в несколько раз. Устойчивая тенденция увеличения наркомании действо­вала в странах «золотого миллиарда» до 1990-х, когда эпидемия СПИДа и рост популярности здорового образа жизни несколько уменьшили инте­рес к наркотикам. Обострение социально-экономических проблем в стра­нах «третьего мира» привело к росту наркопотребления во второй поло­вине XX в. и в этих государствах.

К концу XX в. наркоманию стали называть одной из глобальных проблем современности.

Суицид (suicide) - сознательный отказ человека от жизни, связан­ный с действиями, направленными на ее прекращение. Одна из наиболее крайних форм отклоняющегося (девиантного) поведения. Научный тер­мин «суицид» впервые начал использовать врач и философ XVII в. Томас Браун, образовав его от латинского sui (себя) и caedere (убивать).

Следует обратить внимание на две важные особенности определения самоубийства. Самоубийством называют как сознательные действия, при­ведшие к смерти, так и действия, в результате которых была совершена по­пытка лишения себя жизни, но в силу обстоятельств не повлекшая фаталь­ного исхода. В связи с этим в последнее время ученые стали различать фа­тальное (завершенное) и нефатальное самоубийство (или суицидальная по­пытка). Ключевым понятием в определении выступает осознанность пред­принятых человеком действий. Самоубийство - явление, свойственное то­лько людям. Может показаться, что нечто похожее на самоубийство наблю­дается и в животном мире. В литературе описываются случаи, когда живот­ные, попадая в неволю, отказываются от пищи и погибают от голода, также широко известны массовые «самоубийства» китов. Однако во всех этих случаях поведение животных базируется на инстинктах, его ни в коем слу­чае нельзя назвать осознанным.

Токсикомания - злоупотребление теми веществами, которые не входят в список наркотиков. Это различные химические, биологические и лекарственные вещества, вызывающие привыкание и зависимость (рас­творители, клеи, лаки, бензин, и т. д.). Токсикомания характеризуется раз­витием психической, реже физической зависимости, соматическими и психическими расстройствами, изменением толерантности к потребляе­мому веществу, изменением личности. Единой причины развития токси­комании не существует. Имеют значение личностные особенности (ин­фантилизм, пассивность, зависимость, демонстративность, эмоциональная неустойчивость). Большую роль играют определенные социальные фак­торы: низкий уровень образования и профессиональной квалификации, сопровождающийся отсутствием интереса к учебе, работе, безыдейность и бездуховность, неумение занять свой досуг, влияние окружающей мик­росреды, неблагополучная обстановка в семье, недостатки в воспитатель­ной работе, низкий уровень медико-просветительной работы. Основная причина вдыхания растворителей - галлюцинации, похожие на сны, кото­рые могут быть как приятными, так и угрожающими, но всегда очень яр­кими и красочными. Часто токсикоманы собираются в группу из несколь­ких человек, для того чтобы стать участниками одного и того же «сна».

Проституция - оказание платных сексуальных услуг, ей могут за­ниматься как женщины, так и мужчины, хотя в основном она является «женским» занятием. Хотя проституция считается «древнейшей профес­сией», и существовала уже в древнем Египте, Вавилоне и Индии, термин этот впервые появился в Древней Греции в VI в. до н.э. для обозначения женщин, сексуальные услуги которых можно было легально купить в публичных домах. Реформы афинского законодателя Солона впервые узаконили публичные дома (диктерионы). Работавших в них женщин на­зывали «ргозГаБат, т. е. женщинами для продажи. От этого слова в даль­нейшем возникло римское «рп^ге», обозначавшее «продаваться публично».

В средние века термин «проституция» был забыт, но вновь вошел в запа­дноевропейскую культуру в конце XVIII в. Характерной чертой прости­туции считается именно получение оплаты за профессиональную услугу сексуального характера. Занятие проституцией в обществах западной ци­вилизации рассматривается почти как неизбежное зло. В восточных об­ществах (Дальний Восток, Индия, Ближний Восток) в прежние эпохи от­ношение к проституции было более нейтральным хотя и в этих странах она, как правило, не одобрялась. Противоречивое отношение общества к проституции, т. е. платному профессиональному сексу, связано с двойственным отношением к самому сексу. С одной стороны, секс приносит удовольствие, а потому сексуальные услуги за плату можно рассматри­вать по аналогии с любыми другими приобретаемыми услугами. С другой стороны, секс, не сопряженный с деторождением, раньше обычно осуж­дался. Поэтому общественная мораль «табуировала» неупорядоченные сексуальные отношения и порицала тех, кто занимался сексом вне семьи.

Это осуждение было тем строже, чем более моногамным являлось общес­тво. Лишь в последней трети XX в. в странах Запада началась реабилита­ция секса как самоценности. На негативное отношение к проституции в обществе влияет и степень распространенности венерических болезней, передающихся главным образом именно при частых сексуальных связях.

Так, уже в древности была известна гонорея. В Западной Европе нового времени на отрицательное отношение к проституции влияет размах эпи­демии сифилиса и СПИДа.

В христианской культуре осуждение свободного секса было закре­плено религиозным каноном (в библейской заповеди «не прелюбодейст­вуй!»). Начиная с нового времени, западноевропейская цивилизация акти­вно насаждала свои культурные нормы во всем мире, поэтому в настоящее время проституция считается презираемым занятием во всех странах. В одном из отчетов Международной организации труда (МОТ) в 1998 г. наряду с предложением рассматривать индустрию секса в качес­тве законного сектора экономики одновременно отмечалось, что «прости­туция - одна из наиболее отвращающих от себя форм труда». Отрицате­льное отношение к проституции сделало название этой профессии нари­цательным для обозначения различных негативных социальных явлений (продажного политика называют «политической проституткой»).

Табакокурение (никотинизм) - форма девиантного поведения, зак­лючающаяся во вдыхании дама тлеющего табака, одна из форм токсикомании. Оказывает отрицательное влияние на здоровье курильщиков и, посредством, так называемого пассивного курения на окружающих лиц. Активное начало табачного дыма является никотин, который практически мгновенно попадает в кровоток через альвеолы легких. Кроме никотина в табачном дыме содержится большое количество продуктов сгорания табачных листьев и веществ, используемых при технологической обра­ботке, оказывающих дополнительно вредное влияние на организм: они обладают местным раздражающим, общим токсическим и канцерогенным действием. Постепенно формируется психическая и физическая зависи­мости: психическое и физическое состояние человека определяется по­требностью в никотине. Так, частота табакокурения возрастает при на­пряженной интеллектуальной работе, при физической усталости и т. д.

В случае невозможности продолжать курение, например при отсут­ствии табака, развивается абстинентный синдром, характеризующийся симптомами психического и физического дискомфорта (влечение к куре­нию, раздражительность, неспособность сосредоточить внимание, рас­стройство сна, общая слабость, головная боль, шум в ушах, боли в области сердца, отсутствие аппетита и др.). Продолжительность абстинентного синдрома зависит от длительности и интенсивности курения.

Сексуальная девиация относится к основным понятиям, означая всякое отклонение от нормы в сексуальном поведении, независимо от его проявлений и характера, степени выраженности и этиологических факто­ров. Это понятие включает как сексуальные нарушения в смысле откло­нений от социальных норм, так и сексуальные нарушения в смысле от­клонений от норм медицинских.

Классификация сексуальных девиаций основана на медицинской модели и поэтому в ней выделяются две большие группы:

  • Сексуальные отклонения, которые не имеют патологических признаков и представляют собой лишь разновидности сексуального поведения, «отклоняющиеся» от социальных норм, моральных или правовых. Эти отклонения - не предмет изучения медицины с точки зре­ния разновидностей сексуального поведения. Однако они могут требовать терапевтического вмешательства в случаях вторичной невротизации, вы­званной интрапсихическими конфликтами или межличностными, которые опосредованно связаны с наличием сексуальной девиации, а также в тех случаях, когда в результате прогрессирующего течения девиантные склонности выходят за рамки медицинской формы и приобретают харак­тер половых извращений.
  • Патологические сексуальные отклонения, которые являются предметом изучения медицины. Они представляют собой разновидности заболеваний, имеющих своеобразное течение и симптоматику. Среди них выделяются две формы: прогрессирующие, которые и являются собственно половыми извращениями, и импульсивные.
    Классификация сексуальных девиаций - это не перечень заболеваний, а только система всех многообразных вариантов сексуального поведения. Эта классификация представляется следующим образом.
  • В отношении объекта: педофилия, геронтофилия, зоофилия, фе­тишизм, трансвестизм и прочие.
  • По способу реализации: садизм, мазохизм, эксгибиционизм, вайеризм и пр.
  • Нетипичные: гомосексуализм, транссексуализм, кровосмешение.

Сексуальные отклонения - не однородная группа ни по симптома­тике, ни по этиологии. Отклонения по объекту влечения и отклонения в способах реализации полового влечения имеют общую черту: что они определяются социальными ограничениями и оценками, которые могут быть совершенно различными в разных обществах. Следовательно, устра­нение социальных ограничений вызвало бы стирание границы между сек­суальным поведением, считающимся нормальным, и поведением, которое рассматривается как сексуальное отклонение. Это означало бы социаль­ную легализацию права на индивидуальность в удовлетворении сексуаль­ных потребностей. Аналогичный механизм происхождения имеет крово­смешение (запрет на которое снят во многих государствах, в связи с чем оно получило статус «нормального» сексуального поведения с юридиче­ской точки зрения), которое отнесено к нетипичным отклонениям, по­скольку по существу оно не представляет собой отклонения ни по объекту влечения (по физическим условиям аналогичен «нормальному»), ни по способу реализации полового влечения. Это типичное «культурное» от­клонение, т. е. нарушение правовых норм в соответствующей культуре или государстве.

Гомосексуализм и транссексуализм на основании многих сообра­жений также включены в группу нетипичных сексуальных отклонений. Гомосексуализм встречается в любой культуре, т. е. механизм его возник­новения достаточно сложен. В то же время эти установки играют боль­шую роль в создании условий существования гомосексуальных лиц в об­ществе. Гомосексуализм не исключает существования устойчивых пар с достаточно глубокими эмоциональными связями между партнерами, так же как не исключает типичной человеческой формы сексуального единения, эротической любви, т. е. он не исключает возможности формирования глубокой партнерской связи. Он исключает лишь прокреационный аспект сексуальной жизни в рамках гомосексуального партнерства. На основании всего выше изложенного многие авторы причисляют гомосексуализм к нормальному сексуальному поведению (подобно кровосмешению) и не включает его в классификации сексуальных девиаций.

Транссексуализм является интрапсихической девиацией, независи­мой от социальных ограничений. Конфликт при этом заключается в самом человеке, он возникает между ощущением психического пола и строением тела и половых органов. Разрешение этого конфликта в значительной сте­пени зависит от установки общества по отношению к транссексуализму. На основании сказанного выше некоторые авторы также не причисляют транссексуализм к сексуальным девиациям. Все зависит от культуры и морали конкретного общества.