...
Головна » Конфликты как социальное явление. Специфика конфликтов в медицинской среде.

Ключевые слова: конфликт, социология конфликта, конфликтология, конфликтная ситуация, инцидент, стадии конфликта, объект конфликта, предмет конфликта, участники конфликта, оппонент, цена конфликта, функции конфликта.

Актуальность темы: Современное общество пронизано всевозможными конфликтами. Уметь ориентироваться в этом непростом мире, понимать суть и специ­фику происходящих конфликтов, быть готовым к их эффективному раз­решению с наименьшими для себя потерями являются крайне актуальны­ми социальными компетенциями личности.

Общая цель: раскрыть суть конфликта как социального явления, научить решать конфликты и конфликтные ситуации, в том числе те, которые могут возникать в медицинской среде.

Конкретные цели:

  • раскрыть суть социологического подхода к изучению конфликтов;
  • представить структуру и классификацию конфликтов;
  • описать возможные конфликты в медицинской среде;
  • охарактеризовать социальные роли, существующие внутри кон­фликта;
  • раскрыть позитивные и негативные функции конфликтов;
  • научить решать конфликты и конфликтные ситуации.

1. Социология конфликга как отрасль социологии. Основные социо­логические теории конфликта

Конфликты изучаются целым рядом наук. Конфликт как таковой, его сущность, структуру, особенности протекания и разрешения (вне за­висимости от того, в какой сфере общества данный конфликт происходит) изучают конфликтология и социология конфликта. Конфликтология - междисциплинарное направление науки, разработавшее свою методику исследования конфликтов, нацеленное, в первую очередь, на изучение «анатомии» конфликта, внутренних его механизмов и процессов. Социо­логия конфликта опирается на методологию и теорию социологии, она сконцентрирована на изучении социальной природы конфликта, его месте в общественной жизни, влиянии на жизнедеятельность общества, соци­альных групп и институтов.

Социология конфликта зародилась в XIX веке. Ее становление и развитие связывают с именами таких учёных, как Г. Зиммель, К. Маркс, Р. Даррендорф, Л. Козер.

По-разному социологи трактовали природу конфликта. Так, Г. Зиммель видел её в биологической природе человека, в инстинктах любви и ненависти. Он выдвинул идею о том, что конфликты в обществе будут всегда; более того, по мнению Г. Зиммеля, конфликт рано или поздно приводит к появлению своеобразного единства и равновесия в обществе. Схожую точку зрения отстаивал Л. Козер, исследуя позитивную роль конфликта в поддержании стабильности общества, предотвращении за­стоя в социальных системах, развитию социальных инноваций. Основой конфликта, как он считал, является столкновение противоположных инте­ресов и ценностей, лежащих в основе социальной реальности.

К. Маркс источник конфликтов искал в экономической плоско­сти. Основополагающий конфликт возникает между теми, кто владеет средствами производства (капиталистами), и теми, кто не владеет ими (рабочим классом). Рабочие на производстве умеют управляться с маши­нами, орудиями труда, но не могут распоряжаться этими средствами про­изводства, они отчуждены и от продуктов своего труда - на этой почве, по мнению Маркса, непременно произойдёт конфликт.

Ещё один социолог - Р. Даррендорф - считал, что в основе всех конфликтов лежит неравный доступ людей к власти, отношения власти/подчинения. Собственно, жизнь, как он считал, и есть постоянная борьба за доминирующие позиции. Открытые столкновения происходят тогда, когда «революционеры» становятся сильными, а те, у кого находятся властные ресурсы, наоборот - слабеют.

Д. Белл видел источник конфликта в классовой борьбе, которая ведётся за перераспределение материальных ресурсов и других соци­альных благ.

Все вышеперечисленные классики конфликтного подхода в со­циологии рассматривали общество как арену борьбы, столкновений, противоречий. В данной теоретической позиции конфликт является абсолютно естественным социальным феноменом, присущим любому обществу, более того, его нередко считали даже позитивным явлением, источником настоящих социальных изменений.

Принципиально иной точки зрения придерживается структурно- функциональная парадигма социологии, рассматривающая конфликт как дисфункцию, зло, разрушающее «функциональную упорядоченность» общества, всю систему социальных отношений. Например, Т. Парсонс понимал конфликт как социальную аномалию, которую можно и нужно избегать, тогда как нормой, напротив, должно считаться бесконфликтное существование общества.

2. Конфликт как социальное явление. Структура и виды конфликтов

Конфликт - это трудноразрешимое противоречие, которое связано с противоборством сторон и острыми эмоциональными переживаниями. Фактически, это высшая стадия развития противоречий в системе соци­альных отношений.

Ключевыми социальными факторами, способствующими раз­личного рода конфликтам, являются следующие:

  • социальное неравенство между людьми;
  • ограниченность ресурсов - материальных и духовных;
  • всеобщая нацеленность на достижения ограниченного набора ценных ресурсов;
  • культурные отличия, дистанции в системах ценностей;
  • различные религиозные, политические, идеологические пристрастия.

В структуру конфликта входят два элемента:

  • конфликтная ситуация (её ещё называют «базой» конфликта);
  • инцидент.

Конфликтная ситуация возникает тогда, когда есть участники бу­дущего конфликта, условия, место протекания, объект будущего кон­фликта, но самого конфликта ещё нет.

Для того, чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт, не­обходим инцидент - открытое столкновение сторон, так и трактуемое его участниками.

Ход протекания любого социального конфликта принято разделять на четыре стадии:

  • предконфликтная;
  • конфликтная;
  • стадия разрешения конфликта;
  • послеконфликтная.

Почти у всех конфликтов есть объект - конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию, пользованию или управлению кото­рой стремятся стороны конфликта. Для того, чтобы какая-то ценность считалась объектом, она должна соответствовать двум требованиям - быть для участников конфликта доступной и неделимой.

Вместе с тем, основным противоречием в конфликте является его предмет - реально существующая или надуманная (а потому кажущаяся реальной) проблема, которая и становится причиной раздора участников конфликта.

Обычно выделяют следующие виды конфликтов:

  • По степени явности причин: явный и скрытый.
  • По цели: когнитивный конфликт (его цель — лишь переубе­дить оппонента: это любой спор или дискуссия) и конфликт интересов (цель - достичь своих интересов: это более тяжелый по своим последствиям конфликт).
  • По сфере протекания: политический, экономический, религи­озный, конфликт в медицинской среде и т.д.
  • По времени протекания: кратковременные и затяжные.
  • По уровню протекания: межгрупповой (межнациональный, ре­лигиозный, межэтнический, межрасовый, классовый и др.), межличностный (например, внутрисемейный, конфликт внутри организации и др.), внутриличностный (вызван столкновением приблизительно равных по силе, но несовместимых желаний, потребностей, интересов личности: например, ролевой кон­фликт, моральный конфликт и др.).
  • По характеру: «деловой» (где есть конкретный объект конфликта) и эмоциональный (конкретного объекта нет, обычно про такие конфликты говорят, что «причина всегда найдётся», так как ис­точником конфликта являются личностные качества участников). Деловые конфликты нередко переходят в эмоциональные: так происходит, когда стороны забывают о реальном объекте кон­фликта, или же когда у них развивается ярко выраженная анти­патия друг к другу.
  • По последствиям: деструктивные и «конструктивные».

3. Участники конфликта и их роли. Специфика конфликта в меди­цинской среде

Участники конфликта - это те, кто исполняет в рамках конфликта определённые роли.

Основными участниками конфликта являются оппоненты - т. е., противоборствующие стороны конфликта. По большому счёту, их нельзя назвать противниками, так как они могут не быть ими (иногда оппонента­ми становятся лучшие друзья), не осознавать себя таковыми.

Психология конфликта говорит о том, что существует лишь не­сколько стилей поведения оппонентов в конфликте:

  1. Конкуренция (наиболее распространённый стиль, его выбирают тогда, когда «идут до победного конца»);
  2. Сотрудничество (его выбирают в том случае, когда настроены на поиск выхода из конфликтной ситуации);
  3. Уклонение (его выбирают те, кто или не хочет конфликтовать или не заинтересован решать проблему, являющуюся предме­том конфликта);
  4. Приспособление (его выбирают в том случае, когда хотят «по­тянуть», выиграть время).

Выделим некоторые другие роли в конфликте:

  • организатор - тот, кто создаёт конфликт; им может быть, в том числе, оппонент;
  • пособник - тот, кто содействует конфликту;
  • посредник—тот, кто пытается остановить конфликт, разрешить его.

Роль посредника в конфликте чрезвычайно важна, не каждый может эффективно исполнить эту роль. Настоящий посредник должен отвечать следующим универсальным требованиям.

  • пользоваться авторитетом среди участников конфликта;
  • быть компетентным и объективным;
  • различать объект и предмет конфликта.

Для участников конфликта его последствия могут быть абсолютно разными - это и отрицательные эмоции, стрессы, разочарования, и чувство вины, и даже человеческие жертвы. Последствия, которые несёт конфликт его участникам, называются ценой конфликта.

В медицинской среде основные конфликты возникают между врачами, между врачом и административным персоналом, между врачом и вспо­могательным персоналом. Анализируя конфликты с участием пациентов, исследователи отмечают, что это, скорее, столкновение пациента с «меди­цинской системой» как таковой, чем с отдельными её представителями, занимающими те или иные должности: довольно типичным примером является, например, конфликт пациента (его родственников) с медицинским учреждением в лице врача, заведующего отделением, главврача и т.п.

Основными источниками и предпосылками конфликтов в медицинской среде можно назвать следующие:

  • несоответствие значимости профессии врача его социальному положению, уровню оплаты труда;
  • непрозрачность должностных взаимоотношений, стремление переложить свои прямые обязанности на другое лицо;
  • несправедливость карьерных траекторий в медицине, «клано­вость» медицины, «кумовство»;
  • ненормированность рабочего дня;
  • преобладание напряжённых, зачастую стрессовых ситуаций в каждодневной работе.

Предметом конфликта в сфере медицины выступают:

  • объективные, не зависящие от врача, причины - например, организационно-технические, экономические и другие;
  • субъекгнвные, зависящие от врача, причины: диагностические, информационно-деонтологические, тактические и другие.

На различных уровнях медицинской деятельности доминируют и различные причины конфликтов: например, при проведении амбулаторно­поликлинического приема главным конфликтогенным фактором в отно­шениях врача и пациента может быть сокращение продолжительности врачебного приема, ухудшение его качества.

4. Функции конфликта и пути его решения

Конфликты выполняют как негативные, так и позитивные функции. Деструктивные функции конфликтов связаны с нанесением не­посредственного вреда, ухудшением эмоционального состояния человека, разрушением отношений между людьми, снижением эффективности со­вместной деятельности.

С другой стороны, конфликты выполняют и немало «конструктивных», т.е. позитивных функций. Они регулируют поведение людей, стимули­руют к определённому выбору, решению. Они вносят «свежую струю» в отношения, обнажают «скрытые» проблемы, противоречия, стимулируют усовершенствование определенных недоработок, «слабых мест».

Конфликт разрешается не тогда, когда закончился инцидент, а тогда, когда изменяется конфликтная ситуация, ведь если она осталась прежней, то на её базе может возникнуть новый инцидент, а значит, и но­вый конфликт.

Конфликтная ситуация меняется в таких случаях:

  • кто-то из оппонентов выходит из конфликта;
  • кто-то из оппонентов меняет своё отношение к объекту конфликта, и тот перестаёт быть для оппонента ценным, актуальным, желанным;
  • объект конфликта устраняется или подменяется другим. Разрешение конфликта является наиболее оптимальным тогда,

когда оно осуществляется ещё на стадии конфликтной ситуации.

Вместе с тем, бывают ситуации, когда конфликт не разрешается, а как бы «зависает», «замораживается». Это ведёт к двум опасностям:

  • данный конфликт может породить вокруг себя новые конфликты, иногда даже с привлечением новых оппонентов;
  • может установиться окончательная вражда между оппонентами, что затруднит разрешение конфликта в будущем.