...
Головна » Конкретно-социологические исследования: сущность и методика

1. Конкретно-социологическое исследование: понятие, разновидности. Программа исследования

Конкретно-социологическое исследование проводят с целью полу­чения объективной, достоверной информации о процессах и явлениях, происходящих в обществе. Это необходимо для эффективного управления ими, для предупреждения возможных негативных сценариев, для решения социальных проблем.

Конкретно-социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно- технических процедур, связанных единой целью: получить объективные, достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для последую­щего использования этих данных на практике.

В  зависимости от глубины и масштаба, а также от сложности решаемых задач различают три типа исследований - разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование проводится в том случае, если об объекте исследования нет достаточной информации и социолог не способен выдвинуть достоверных гипотез.

Описательное исследование имеет целью определение структуры, формы и характера изучаемого явления или процесса и охватывает доста­точно большое количество людей, неоднородных по своим характеристикам (коллектив предприятия, население района, города, региона и т.д.). Такое исследование направлено скорее на детальное изучение и описание опре­деленного объекта, чем на выявление глубинных закономерностей, причин его функционирования.

Аналитическое исследование - наиболее глубокий, основательный вид социологического анализа, требующий много времени, тщательно

разработанной программы и инструментария. Цель - не только описать структурные элементы социального явления, но и выяснить его причины.

Социологическое исследование начинается с разработки программы исследования - некой «карты-схемы», алгоритма последовательных дей­ствий, которые должен реализовать социолог. Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов.

Методологический раздел включает в себя такие составляющие:

  1. Формулировка проблемы.
  2. Определение объекта и предмета исследования.
  3. Постановка цели и задач исследования.
  4. Уточнение и интерпретация понятий, используемых в исследовании.
  5. Формулировка рабочих гипотез.

Процедурный раздел включает в себя такие компоненты:

  1. Обоснование выборочной совокупности.
  2. Перечень процедур и методов сбора и анализа данных.
  3. Стратегический план исследования.

2.  Методы сбора социологической информации

Социолог имеет возможность выбора - как собирать интересующую его информацию. Используют такие основные методы сбора информации:

Наблюдение - метод, в основе которого прямая регистрация событий очевидцем.

Анализ документов - метод, предполагающий анализ документальной информации, т.е. любой информации, зафиксированной в печатном, руко­писном тексте, электронном виде, на фото- и видеопленке и др.

Социальный эксперимент - метод, направленный на выявление причинно-следственных связей между социальным объектом и управляе­мыми и контролируемыми факторами, влияющими на него.

Опрос - это метод, основанный на непосредственном или опосре­дованном социально-психологическом взаимодействии между интервьюером (опрашивающим) и респондентом (опрашиваемым).

Чаще социолог использует именно метод опроса, иногда дополняя его другими. Высокая эффективность опроса связана с тем, что он включает в себя мнение большого числа респондентов, а не субъективные воззре­ния нескольких исследователей, как это часто бывает при использовании других методов сбора информации.

Некоторые разновидности опросов:

  • по характеру взаимодействия интервьюера и респондента: очный (интервью) и заочный (анкетирование);
  • по частоте проведения: одноразовый и панельный (многоразовый);
  • по уровню стандартизации: полностью стандартизированный, частично стандартизированный, свободное интервью;
  1. по способу коммуникации: почтовый, уличный, телефонный, прессовый, Интернет-опрос, личное интервью;
  2. по месту проведения: на улице, по месту жительства или работы респондента, в офисе социолога.

3.  Социологическая анкета и ее структура

Социологическая анкета - это перечень содержательных и функцио- нальных элементов, упорядоченных исходя из цели и задач исследования.

Любая анкета начинается с краткого названия, максимально полно и в то же время емко отражающего тему исследования.

Далее располагается обращение к респонденту (обращаться необ­ходимо только на «Вы» - написание с большой буквы; исключение может быть сделано только для таких респондентов, как дети, подростки), со­держащее краткое описание цели исследования, приглашение респондента к участию в исследовании, указание на анонимность участия, инструкцию по заполнению анкеты (если это необходимо).

Уважаемый респондент!

Социологическая компания «Новый Харьков» проводит исследование, направленное на изучение отношения харьковчан к работе коммунальных служб города. Мы просим Вас принять участие в исследо­вании, заполнив предлагаемую анкету.

Отметьте варианты ответов, отражающие Ваше мнение. В некоторых случаях у Вас будет возможность предложить свой вариант ответа.

Мы гарантируем тайну Вашего ответа.

Все полученные данные будут использованы только в обобщенном виде.

Заранее благодарим Вас за сотрудничество!

В словесных формулировках анкеты должна использоваться лексика, которая понятна категории респондентов, принимающей участие в опросе.

Далее в анкете располагается блок вопросов (каждый вопрос анке­ты должен содержать в себе не более 20 слов), которые подразделяются на содержательные и функциональные.

Содержательные вопросы - это вопросы, отражающие глубинную суть проблематики исследования.

Однако не все вопросы анкеты носят содержательный характер. Здесь также есть вопросы, выполняющие определенную функцию (отсюда название - функциональные). Они во многом похожи на содержательные, но это, скорее, видимость сходства.