...
Головна » Культура и общество. Субкультура врача и врачебная деятельность ценностно-нормативный аспект.

Ключевые слова: культура, язык, ценности, нормы, сложные образцы поведения, символы, этноцентризм, ксеноцентризм, культурный реляти­визм, доминирующая суперкультура, субкультура, контркультура, деви­антная культура, личностная культура, элитарная культура, народная культура, массовая культура, экранная культура, личностная культура, культурные универсалии, функции культуры.

Актуальность темы: понимание культуры как механизма, конструирующего общество и управляющего им, позволит лучше представить специфику происходящих социальных процессов и явлений, даст возможность осознать природу человеческого поведения, актуализирует проблематику свободы личности в социуме и формирования критического мышления.

Общая цель: охарактеризовать сущность культуры посредством описа­ния её основных структурных элементов, видов и форм, выполняемых социальных функций, а также выявить ценностно-нормативный аспект субкультуры врача, врачебной деятельности.

Конкретные цели:

  • объяснить сущность и специфику культуры как социального феномена;
  • рассмотреть основные элементы культуры;
  • охарактеризовать этноцентризм, ксеноцентризм и культурный релятивизм как ключевые способы оценки культуры;
  • представить формы и виды культуры;
  • проанализировать основные функции культуры и их социальную противоречивость;
  • охарактеризовать ценностно-нормативный аспект субкультуры врача, врачебной деятельности.

Теоретические вопросы для рассмотрения на семинарском занятии:

  1. Культура как объект социологии. Основные элементы культуры. Этноцентризм, ксеноцентризм, культурный релятивизм.
  2. Многообразие культурных видов и форм. Функции культуры.
  3. Субкультура врача и врачебная деятельность: ценностно­нормативный аспект.

1. Культура как объект социологии. Основные элементы культуры. Этноцентризм, ксеноцентризм, культурный релятивизм

Первоначально термин «культура» имело иное значение, чем сегодня. В средние века данное понятие использовалось для обозначения прогрес­сивного метода возделывания земли, зерновых культур. Позже, в 18 веке, его стали применять для обозначения тех индивидов, которые выделялись на общем фоне изяществом манер, начитанностью, т.е. аристократов. В настоящее время существует три сотни определений понятия «культура». В самом общем виде под культурой принято понимать то, что отличает человека от природы.

Таким образом, культура - это все процессы, явления, отношения, которые качественно отличают человека, общество от природы и являются результатом социального взаимодействия.

В узком смысле слова, под культурой понимаются ценности, нормы, образцы поведения, присущие той или иной общности людей, социальной группе, обществу в целом.

Культура характеризуется определёнными принципами:

  • преемственности (связь между старым и новым);
  • целостности, единства материального и духовного;
  • проникновения во все сферы социальной жизни;
  • взаимодействия существующих культур;
  • способности к саморазвитию.

Феномен культуры подчеркивается двумя важными моментами:

  • с одной стороны, творцами (субъектами) культуры выступают отдельные индивиды, общности людей, социальные группы, общество в целом;
  • с другой стороны - эти же субъекты культуры сами являются её непосредственными продуктами.

Основные элементы культуры

  1. Язык - система знаков, наделённых некоторым значением, ко­торые используются для хранения и передачи информации.
  2. Ценности - разделяемые в обществе (общности) убеждения от­носительно целей, к которым люди должны стремиться, а также основных средств достижения таких целей.
  3. Социальные нормы - правила, которые предъявляются обще­ством, социальными группами к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институ­тами и обществом в целом.
  4. Сложные образцы поведения (обычаи, традиции, обряды и т.п.).
  5. Символы - предметы, звуки, визуальные образы, имеющие опре­деленное значение для тех, кто является частью одной культуры.

Каждое поколение вынуждено воспроизводит культуру и передаёт её следующим поколениям (усвоение культуры происходит благодаря процессу социализации), причём культура отбирает для такого воспроиз­водства только те свои элементы, образцы, которые будут способствовать её стабильному существованию и поступательному развитию. Иными сло­вами, никакая культура не заинтересована в нетрадиционных практиках, ставящих под сомнение ее стабильность.

Важной проблемой для социологии является способ оценивания другой культуры. Говорить о конкретной культуре, а тем более анализи­ровать её всегда очень сложно, так как трудно избежать некоторых недо­пустимых способов оценки, например, этноцентризма - тенденции судить о другой культуре с позиции своей культуры, а также ксеноцентризма - представления, будто бы образ жизни одной группы людей лучше или более привлекательный, чем другой группы. К сожалению, обе эти тенденции всё больше проявляются в современном «обществе расши­ряющихся различий».

Гуманной, справедливой видится позиция, получившая название культурный релятивизм - это представление о том, что другую культуру можно понять только в контексте её особенностей: каждая культура по- своему ценна и неповторима. Это позиция была всесторонне описана Р. Бенедикт, предположившей, в частности, что ни одна ценность, ритуал или другие особенности культуры не могут быть поняты, если рассматри­вать их в отдельности друг от друга, вне общего контекста. Культурный релятивизм положил основу принципа недопустимости расовой, этниче­ской и другой дискриминации.

2. Многообразие культурных видов и форм. Функции культуры

В первую очередь, выделяют материальную и духовную культуру. Материальная культура состоит из произведенных человеком предметов, таких как, автомобили, книги, здания и т. п. Духовная культура включает в себя нематериальные ценности, которые люди создают и поддерживают.

Также принято выделять виды культуры. Так, наряду с общече­ловеческой культурой в каждом обществе существует доминирующая суперкультура, передающаяся из поколения в поколение и являющаяся «своей» для большинства людей.

Для каждой конкретной общности (профессиональной, территори­альной, возрастной, этнической и т.п.) характерна своя культура, которую называют субкультурой. Так, например, довольно существенны отличия в языке, традициях, обычаях, нормах, ценностях жителей крупного города и жителей села, врачей и строителей, молодых людей и пожилых. Если, скажем, характеризовать особенность молодежной субкультуры, то ей, безусловно, свойственно излишне подчеркиваемая самостоятельность и независимость её членов, развлекательно-рекреативная направленность образа жизни, стремление к неформальной культурной самореализации, определённое потребительство, «бунтарство». Доминирующей суперкультуре противостоят контркультуры - это субкультуры (чаще всего молодёжные или религиозные), которые воспринимаются большинством как странные, вызывающие, непривыч­ные (например, в США 1960-х годов типичным примером контркультуры стали хиппи). Контркультуры всегда бросают вызов доминирующей су­перкультуре, их распространённость может указывать на наступающий кризис доминирующей суперкультуры, неудовлетворённость сущест­вующей системой ценностей. Разновидностью контркультуры часто назы­вают девиантную культуру: она присуща группам с откровенно откло­няющимся поведением: наркоманам, проституткам и др.

Также принято выделять личностную культуру - культуру кон­кретного индивида.

Вопрос о том, существует ли что-то общее в этой множественности и разнообразии культур (т.н. культурные универсалии) волновал социо­логов давно. Дж. Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свой­ственных всем обществам: язык, религия, сексуальные ограничения, цен­ность человеческой жизни, символы, обычаи дарить подарки, нательные украшения и т.д. Эти универсалии существуют потому, что удовлетворя­ют наиболее важные биологические и социальные потребности человека.

Наряду с видами культуры социологи выделяют и несколько её форм. Исторически в процессе развития человеческой цивилизации сфор­мировались две формы культуры: элитарная и народная.

Элитарная культура возникла в высших слоях классового общества с момента законодательного закрепления их привилегированного положения. Она предполагала определённый стиль жизнь, а также сферу услуг и про­фессиональное искусство (классические музыку, литературу, живопись), созданные мастерами высокого уровня, относившимся к элите общества.

Народную культуру связывают с тем фольклорным материалом, который создавался простыми людьми в процессе их повседневной жизни. В основе народной культуры лежит опыт масс и самодеятельное творчество, она проявляется в народных обычаях и традициях.

В последнее столетие, особенно с развитием средств массовой ин­формации, сформировалась третья форма культуры - массовая, возникшая вместе с появлением общества массового производства и массового по­требления на стыке элитарной и народной культуры. Она предложила ши­роким массам упрощенные элементы элитарной культуры, восприятие которых не требовало специальной подготовки. Для массовой культуры ха­рактерно сведение всего к усреднённому уровню, она поверхностна, скоро­течна, потакает, скорее, неразвитому вкусу, стремится стандартизировать духовное в личности и обществе, привести его к неким единым стандартам.

В последние два десятилетия стремительно развивается ещё одна форма культуры - экранная (виртуальная). Она связана с развитием современных информационных (в первую очередь, компьютерных) техно логий, для неё характерны новый тип общения, быстрое получение качест­венной информации, инновационный тип мышления - гибкий, реактивный.

Культура имеет важнейшее значение для общества и составляющих его частей, выполняя определённые социальные функции.

Прежде всего, к ним относится функция структурирования соци­альной жизни, культура формирует «усвоенное поведение», общее для целой группы людей или общества в целом. Для культуры крайне важна и функция социальной памяти - культура выступает средством хранения и передачи человеческого опыта от поколения к поколению.

Также культура выполняет информационную, образовательно-­воспитательную, ценностно-ориентационную функции: в процессе со­циализации, в результате приобщения человека к своей культуре, он ста­новится полноценной личностью. Оказывая непосредственное влияние на поведение и социальную активность человека, культура осуществляет регулятивную, коммуникативную и контролирующую функции.

Роль культуры довольно противоречива, ее нельзя трактовать одно­значно, ведь с каждой функцией культуры тесно связана и определённая дисфункция. Так, например, выполняя функцию интеграции (сплачивая индивидов вокруг определённых элементов культуры), культура автома­тически участвует и в дезинтеграции (поскольку отделяет, противопос­тавляет определённую группу индивидов другим группам). Уже упомянутая регулятивная функция культуры легко может быть «обесценена» своим «перевёртышем» - регулируя поведение человека, культура ограничивает его свободу, причём делает это настолько мастерски, что объект воздей­ствия воспринимает данной ограничение как нечто естественное, «само собой разумеющееся».

3. Субкультура врача и врачебная деятельность: ценностно-нормативный аспект

Субкультура врача, с одной стороны, испытывает на себе влияние культуры общества, а с другой - развивается как культура профессио­нальной социальной группы. На субкультуру врача большое влияние ока­зывает декларируемое «таинство профессии», а также её традиционная «закрытость».

Для данной субкультуры характерны свои ценности, нормы, образцы поведения (традиции, обычаи), свои символы (таковым, например, является белый халат), свой профессиональный язык (является ярким примером спе­циализированного языка, где устоявшаяся терминология превращается в привычные речевые обороты и становится необременительным способом общения).

Ценностно-нормативный аспект является важным составным элементом субкультуры, деятельности врача и определяется не только «Клятвой Гиппократа», но также украинским законодательством, нормами «Кодекса украинского врача», стандартами международных организаций здравоохранения. Он включает в себя следующее:

  • приноси ть пользу, не наносить вреда;
  • охранять человеческое достоинство, свободу;
  • говорить правду, выполнять обещания;
  • придерживаться справедливости;
  • соблюдать долг;
  • уважать права человека.

Вместе с тем, врачебную деятельность, ценностно-нормативные ас­пекты взаимоотношения врача и пациента видоизменяет, усложняет целый ряд устоявшихся формальных и неформальных социальных практик:

  1. Несмотря на высокую социальную значимость профессии врача, она остаётся одной из самых низкооплачиваемых, что стимули­рует превращение деятельности по оказанию медицинской по­мощи в «теневой бизнес».
  2. На практике пациент часто лишён реальной возможности выбирать врача, оценить его квалификацию. О врачах судят по слухам.
  3. Поведение врача юридически оговорено в большей степени, чем пациента.
  4. Пациент всегда будет «чужим» в клинике, больнице, где обста­новка для него малознакома и неприятна.
  5. Врачу свойственно воспринимать пациента всего лишь как оче­редной случай своей практики, тогда как для пациента врач - фигура исключительная.
  6. Врач нередко склонен подчёркивать преимущество своего по­ложения: он может прерывать пациента, позволять себе покро­вительственный тон, не обосновывать свои действия, заканчи­вать разговор тогда, когда сочтёт нужным; если он извиняется, то за технические или бюрократические ошибки, крайне редко - за профессиональные.