...
Головна » Сфера медицины и охрану здоровья как объект социологического анализа

Ключевые понятия: медицина, здоровье, болезнь, здоровье человека, социология.

Актуальность темы: Социология медицины сочетает прикладной и теоретический аспект, а теория все больше выступает в роли инструмента для объяснения или предсказания поведения человека, страдающего тем или иным заболева­нием. В то же время социология медицины преодолела состояние зависи­мости от медицины в том, что касается определения исследовательской тематики, и стала самостоятельной дисциплиной. Хотя отношения с медициной и системой здравоохранения в целом всегда были важны для социологии медицины, эти отношения не всегда были беспроблемными.

Общая цель: раскрыть сущность и социологическое значение терминов «здоровье» и «болезнь», показать, как социальные изменения влияют на них, и проследить тенденции развития медицины в современном обществе.

Конкретные цели:

  • объяснить социологическое содержание понятий «здоровье», «болезнь»;
  • раскрыть содержательную сторону моделей медицины;
  • показать перспективы развития здоровья людей в современном обществе.

1. Медицина и здоровье как объекты социологического анализа

Хотя исследованием проблем здоровья, болезни и лечения занимались несколько наук, например, эпидемиология, психология здоровья, меди­цинская антропология, вклад медицинской социологии включает уни­кальные исследования. Они включают: (1) изучение медицины как профессии; (2) изучение роли больного и болезни как жизненного эпизода; (3) социальное видение болезни и медицинского знания, а также медикализации; (4) социальную эпидемиологию; (5) социологическое исследова­ние услуг и учреждений здравоохранения. В каждом случае социологи смогли предложить новое понимание исследуемых проблем, изучая воз­действие власти, авторитета, норм, социального неравенства и распреде­ление ресурсов. Остановимся на том, что смогла предложить социологи­ческая наука в каждой из этих сфер.

Исследованием медицинской профессии медицинская социология занимается давно, и именно в этой сфере разработаны основы социологи­ческого изучения профессий. По существу, социологические концепции профессии медицины послужили базой для самого определения профес­сиональной работы и способов, которыми ее представители обретают и сохраняют контроль над знаниями по специальности.

Социологи внесли свой вклад в понимание истории медицины как арены, где врачи сначала установили свое профессиональное господство, и затем отстаивали его. Успех врачей в этом отношении во многом опре­делил структуру здравоохранения, от взаимодействия между врачом и па­циентом, до организации и предоставления медицинских услуг. Социологи также изучали процесс утраты медицинской профессией своей власти, престижа, дохода и статуса. Они показали, как противодействующие силы в итоге способствуют депрофессионализации медицины, по мере того как все растущее число врачей, работающих страховщиками, используют бю­рократические системы для оценки и даже ограничения автономии врачей в решениях по лечению и отношениях с пациентами.

Исследование роли больного, выросшее в изучение болезни как жизненного эпизода - другое направление, в котором социологи медицины выступили новаторами. Эта область исследования включает социальную роль пациента, его поведение в болезни, «карьеру пациента» и то, как все эти факторы определяются взаимодействиями врач-пациент и, в свою очередь, определяют эти взаимодействия.

Одним из плодотворных направлений в этой сфере стало изучение поведения в болезни. Если антропологи медицины ранее изучали болезнь как компонент системы ценностей в обществе или группе перед лицом неконтролируемых обстоятельств, то социологи стали интересоваться, какие ожидания предъявляются людям, принявшим на себя роль больного, какие послабления им положены или не положены. Эти исследования включают обширные этнографические исследования переживания болезни, а также исследование факторов, влияющих на решение человека обра­титься к врачу, и модели потребления медицинских услуг.

Феминистское движение послужило толчком для социологических исследований женского опыта болезни; феминистки критиковали медицину за пренебрежительное отношение к сообщениям женщин о своем здоровье и самочувствии, к их опыту болезни и лечения. В результате социологические исследования опыта болезни развились в широкий спектр количественных и качественных исследований. Например, интерес социологов к тому, каким процесс лечения предстает в глазах пациента, привел к развитию направления, известного как результат лечения с точки зрения пациента в рамках исследования услуг здравоохранения. Кроме того, социологи ме­дицины внесли свой вклад в исследования использования репродуктивных технологий женщинами. Эти два примера представляют направления ис­следований, которые стали по-настоящему междисциплинарными.

Третьим оригинальным направлением медицинской социологии стало исследование социального конструирования болезни и медицинского знания. Это направление включает исследования с точки зрения социального кон- струкционизма, в том числе изучение социологической истории болезней (например, какие болезни рассматриваются обществом как позорные).

Одной из центральных проблем социологии является изучение и описание причин и последствий социального неравенства. Хотя другие науки тоже исследуют социальное неравенство и здоровье, уникальный вклад медицинской социологии заключается в том, что она изучает со­циологические факторы в развитии заболевания, особенно такие факторы как общественное положение, пол и стресс. В исследовании этих проблем социологи пользуются иной теоретической базой, рассматривая, какими способами социальное неравенство способствует неравенству в здоровье. Социологи признают, что эта зависимость остается, несмотря на постоянное изменение механизмов, приводящих к тому, что неимущие имеют больше проблем со здоровьем.

Исследование неравенства в здоровье в зависимости от класса и пола внесло вклад в развитие исследований стресса и здоровья. Здесь описывается, каким образом социальное неравенство ведет к тому, что люди в разной мере подвергаются воздействию стрессов; а также к нерав­ному распределению социальных и экономических ресурсов, которые бы помогли человеку ограничить действие стрессовых факторов.

И, наконец, социологи внесли заметный вклад в понимание здраво­охранения, исследуя медицинские учреждения. Как медицина стала про­тотипом для исследования профессий, так исследование работы больниц, домов престарелых и частных практик сформировало наше понимание того, каким образом оказывается медицинская помощь, а также, как власть и интересы различных групп определяют предоставление меди­цинской помощи. Социологи медицины рассматривали больницы и пси­хиатрические лечебницы как организации, созданные для удовлетворения различных потребностей общества, которые часто требуют конкуренции. Эти организации есть тотальные учреждения с собственными нормами, ролями, действующими лицами и иерархией статусов.

2. Социологическое значение терминов «здоровье», «болезнь» и их эволюция

Понятия «здоровье» и «болезнь» имеют исторический характер, и их содержание изменялись в ходе развития общества в целом, и, конкретно, в процессе развития меднауки. В силу этого выделяются следующие этапы:

1 этапнормоцентрическое понимание болезни (до XIX в.), где здоровье понималось как усреднённое состояние. При этом к болезни от­носилось все, что выходило за пределы средней нормы. В частности, такое понимание болезни и здоровья привело к тому, что отклонением стала считаться одарённость, гениальность, т.к. она не относится к средним по­казателям (Ч. Ломброзо).

2  этапнозоцентрический (XIX - сер. XX вв.), где болезнь начи­нает пониматься как совокупность симптомов. Вводится понятие «погра­ничных состояний» между здоровьем и болезнью, т.е. здоровье и болезнь в данном случае, выступали в качестве противоположных «точек», между которыми имел место ряд переходных этапов.

3 этапвероятностное понимание здоровья и болезни (сер. XX в. — настоящее время), где здоровье понимается как мера вероятности воз­никновения заболевания. Это даёт возможность снять жестко альтерна­тивную постановку вопроса - или норма, или патология. Болезнь рас­сматривается уже не как наличие определённой патологии, а больной изучается в масштабе всей жизни, т.е. появляется тенденция рассматри­вать не только биологические предпосылки заболевания, но и целый ряд социальных.