...
Головна » Социальная мобильность и маргинальность в обществе

1. Социальная стратификация. Системы стратификационных структур

Почему некоторые группы в обществе обладают большим богатст­вом и властью по сравнению с другими? Насколько значима проблема неравенства в жизни современных обществ? Каковы шансы человека из социальных низов достичь верхних ступеней экономической лестницы? Ответы на эти вопросы рассмотрим в данной теме.

Изучение социального неравенства в его различных аспектах - один из важнейших разделов социологии, поскольку материальные ресурсы, доступные тем или иным людям, в значительной мере влияют на их жизнь. Социальное неравенство до сих пор существует в человеческих обществах любых типов. Даже в самых примитивных культурах, где иму­щественные различия между людьми почти отсутствуют, есть неравенство между индивидами, мужчинами и женщинами, молодыми и стариками.

Человек может иметь высокий статус потому, что он (или она), например, храбро ведет себя на охоте, или обладает, по мнению других членов пле­мени, способностью общаться с духами предков. Структурированное не­равенство между различными группами людей в социологии называют стратификацией. В социологии различают четыре основные системы стратификации: рабовладельческую, кастовую, сословную и классовую.

Рабство - это крайняя форма неравенства, при которой одни люди являются в буквальном смысле собственностью других. Рабство во все времена вызывало сопротивление. История полна рассказами о восстани­ях рабов, которым иногда удавалось коллективными усилиями освобо­диться от гнета хозяев. Системы, базировавшиеся на рабстве, например, плантаторство, были, как правило, нестабильны. Для достижения высокой про­изводительности труда требовался постоянный надзор за рабами и жестокие наказания. Причинами распада систем, основанных на рабском труде, было отчасти сопротивление рабов, а отчасти большая эффективность экономи­ческих и других стимулов по сравнению с прямым принуждением. Рабство было не слишком продуктивным. Работорговля, которой западные державы занимались вплоть до девятнадцатого века, была последним, хотя и наи­более масштабным проявлением данной системы. С тех пор, как рабы Северной и Южной Америки обрели свободу, данный институт начал разрушаться и в настоящее время почти полностью исчез с лица земли.

Касты прежде всего ассоциируются с культурами полуострова Ин­достан. Сам термин «каста» не индийского происхождения он происходит от португальского слова casta, которое означает «раса» или «чистая порода». У индийцев нет единого термина, обозначающего кастовую систему в целом, различные ее аспекты имеют свои названия. Основные понятия - варна и джати. Кастовая система очень сложна, и структура ее меняется от региона к региону до такой степени, что фактически представляет со­бой даже не единую систему, а набор отдаленно связанных между собой верований и обычаев. Понятие касты иногда используется вне контекста индийской культуры. В случаях, когда две или более этнических группы отделены друг от друга, в первую очередь, из соображений чистоты расы. В подобных обстоятельствах существуют строгие табу (иногда и законо­дательные запреты) на межгрупповые браки. После отмены рабства в южных штатах США степень размежевания черных и белых была настолько сильной, что применительно к данной системе стратификации иногда ис­пользовался термин «каста». Можно с полным основанием говорить также о существовании каст в Южной Африке, где между белыми и черными сохраняется жесткая сегрегация, а межрасовые браки и сексуальные кон­такты были до недавнего времени запрещены законом.

Сословия были частью европейской феодальной системы. Они существовали также во многих других традиционных цивилизациях. Фео­дальные сословия состояли из страт, обладавших различными правами и обязанностями, некоторые из них устанавливались законом. В Европе высшее сословие состояло из аристократии и джентри (мелкопоместного дворянства). К другому сословию относились священнослужители. Их статус был несколько ниже, зато оно пользовалось особыми привилегиями. Те же, кого позже стали называть третьим сословием, принадлежали к простому народу. Это были крепостные, свободные крестьяне, купцы и ре­месленники. В отличие от каст сословия были менее замкнутыми и до­пускались межсословные браки. Простолюдин мог быть возведен в ры­цари в награду за особые услуги, оказанные монарху, а купцам иногда удавалось купить титул. Некоторые отголоски сословной системы сохра­нились в сегодняшней Великобритании, где по-прежнему наследуются и пользуются почетом дворянские титулы крупные бизнесмены, прави­тельственные чиновники и другие лица могут, в награду за особые заслу­ги, получить звание пэров или быть возведенными в рыцари. В прошлом сословия возникали там, где существовала традиционная аристократия и понятие благородного происхождения. В феодальных системах, подобных средневековой европейской, сословия были связаны с местными феодаль­ными сообществами - в каждом из них формировалась своя собственная, а не общенациональная система стратификации. В более централизованных государствах, например, в императорском Китае или Японии, сословия были сформированы на национальной основе. Иногда сословные различия оправдывались религиозными убеждениями, но, как правило, они носили менее жесткий характер, чем в индуистской кастовой системе.

Классовые системы во многих отношениях отличаются от рабо­владельческих, сословных и кастовых. Рассмотрим подробнее четыре их основные особенности.

  • В отличие от других типов страт классы не зависят от законода­тельных или религиозных установок. Классовая принадлежность не свя­зана с врожденным статусом, чем бы он ни определялся - законом или обычаем. Классовые системы гораздо более подвижны по сравнению с другими стратификационными системами, границы между классами никогда не бывают ясно очерчены. Формальных ограничений на браки между людьми из различных классов не существует.
  • Классовая принадлежность достигается индивидом, хотя бы от­части, а не просто дается при рождении, как в других системах стратифи­кации. Социальная мобильность распространена здесь гораздо шире, чем в других системах. В кастовой системе, например, индивидуальный пере­ход из одной касты в другую вообще невозможен.
  • Классы связаны с различиями в экономическом положении групп людей, с неравенством в отношении владения материальными ресурсами и контроля над ними, тогда как в других системах стратификации перво­степенную роль играют неэкономические факторы (например, религия в индийской кастовой системе).
  •  В других типах стратификационных систем неравенство проявляется, в первую очередь, в личных взаимоотношениях людей, в различии прав и обязанностей - крепостного и господина, раба и его владельца, представителя низшей и высшей касты. Классовая же система, наоборот, проявляется в основном в крупномасштабных отношениях безличного характера. К примеру, важнейшей основой для классового деления служат различия в условиях труда и оплаты, которые касаются людей любой категории и, в свою очередь, зависят от ситуации в экономике в целом.

Классы можно определить как крупномасштабные группы людей, обладающих сходными материальными ресурсами, что, определяет образ жизни, которую они ведут. Классовые различия, прежде всего, зависят от благосостояния людей и рода их занятий. В современном западном обществе существуют следующие основные классы: высший (представители разного рода элит, промышленники, а также высший слой управленцев, владеющих или непосредственно контролирующих средства производства), средний класс (включает большинство белых воротничков и специалистов) и рабочий класс (синие воротнички или люди, занятые физическим трудом). В некоторых индустриальных странах, например, во Франции и Японии, до недавнего времени важную роль играл четвертый класс - крестьяне, люди, занятые традиционным сельскохозяйственным производством. В странах третьего мира крестьяне по сей день составляют наиболее многочисленный класс. Далее рассмотрим важнейшие социологические теории стратификации.

2. Теории социальной стратификации

Наиболее влиятельные теоретические подходы были разработаны Карлом Марксом (1818-1883) и Максом Вебером (1864-1920).

Теория Карла Маркса

Большинство работ Маркса связано с темой стратификации и прежде всего с понятием общественного класса. Для Маркса класс - это группа людей, находящихся в одинаковом отношении к средствам производства, с помощью которых они обеспечивают свое существование. Два основных класса сейчас - это те, кто владеет такими средствами производства, то есть промышленники или капиталисты, и те, кто зарабатывает на жизнь, продавая свой труд — рабочий класс, или, если пользоваться несколько термином самого Маркса, пролетариат. По Марксу, отношения между классами носят характер эксплуатации.

По мнению К. Маркса, до возникновения современной промышленности основными средствами производства были земля и орудия, использовавшиеся в земледелии и скотоводстве. Основными классами до-индустриальных обществ были владельцы земли (аристократия, мелкопоместное дворянство и рабовладельцы) и те, кто непосредственно на ней трудился (свободные крестьяне и рабы). В современных индустриальных обществах важное место занимают фабрики, офисы, промышленное обору­дование, а также капитал, необходимый для их приобретения. В современ­ном капиталистическом обществе источник эксплуатации не столь очеви­ден, и Маркс уделяет значительное внимание прояснению его природы.

В течение рабочего дня, считает Маркс, рабочие производят больше, чем необходимо их работодателям для оплаты их труда. Эта прибавочная стоимость и есть искомый источник прибыли, которую капиталисты могут   "

обратить на собственные нужды. Например, группа рабочих швейной фаб­рики может сшить сто костюмов в день. Продажа половины из них дает предпринимателю средства, достаточные для выплаты жалованья рабочим.

Доход от продажи остальной одежды изымается в виде прибыли. Маркс был потрясен неравенством, порождаемым капиталистической системой.

Хотя в прежние времена аристократы также жили в роскоши, а крестьяне в бедности, земледельческие общества в целом были небогатыми.

По мнению Маркса, если бы не было аристократии, уровень жизни оставался бы невысоким. При современной индустрии материальные блага стали производиться в масштабах, которые раньше невозможно было себе представить. Однако рабочие почти не имеют доступа к плодам своего труда. Они по-прежнему пребывают в нищете, тогда как богатство собст­венников растет. Более того, с появлением современных заводов и меха­низацией производства работа нередко приобретает однообразный рутин­ный характер, исключительно гнетуще действующий на рабочего. Труд, служащий источником богатства, часто изнуряет рабочего физически и отупляет его - и в этом отношении он ничем не лучше ручного труда на прежних фабриках, когда изо дня в день в одном и том же помещении надо было снова и снова проделывать одни и те же операции. Концепция класса К. Маркса указывает на экономическое неравенство, которое явля­ется объективным фактором общественного устройства. Классовая при­надлежность определяется не представлением людей о своей социальной позиции, а объективными условиями, позволяющими одним группам по­лучать преимущественный по сравнению с другими доступ к материаль­ным благам.

Теория Макса Вебера

Подход Вебера к теме стратификации основывается на анализе идей Маркса, которые он развил и модифицировал. Между этими двумя теориями существует два важнейших различия. Во-первых, Вебер, согла­шаясь с представлениями Маркса о связи класса с объективными эконо­мическими условиями, считает, что на формирование класса оказывает влияние гораздо большее число факторов, чем смог заметить Маркс. Согласно Веберу, разделение на классы определяется не только наличием или отсутствием контроля над средствами производства, но и экономиче­скими различиями, не связанными напрямую с собственностью. К числу таких факторов следует отнести мастерство и квалификацию, которые влияют на возможности данного человека выполнять ту или иную работу. Люди, принадлежащие к категориям профессионалов и управленцев, так­же работают по найму, но зарабатывают больше, условия труда у них лучше, чем у рабочих. Квалификационные удостоверения, ученые степени, звания, дипломы и полученная профессиональная подготовка ставят их в более выгодное положение на рынке труда по сравнению с теми, кто не имеет соответствующих дипломов. Аналогичным образом и среди рабо­чих опытные и хорошо подготовленные зарабатывают больше, чем низко­квалифицированные или неквалифицированные рабочие. Во-вторых, Ве­бер, помимо класса, выделяет еще два важных аспекта стратификации. Одному он дал название статус, другому - пария.

Понятие статуса связано с различной степенью социального пре­стижа соответствующих социальных групп. Отличительные черты кон­кретного статуса могут меняться независимо от классового деления; при этом социальный престиж может быть как позитивным, так и негативным. К позитивно привилегированным статусным группам относятся люди, обладающие высоким престижем в рамках данной социальной системы. Например, в английском обществе высокий престиж имеют врачи и юристы. Негативно привилегированными статусными группами являются группы парий. Именно они становятся жертвами дискриминации, закрывающей для них возможности, доступные другим группам. В средневековой Европе такими париями были евреи, которым запрещалось заниматься опреде­ленными видами деятельности и, в частности, занимать государственные должности. Обладание богатством обычно связано с высоким статусом, но существует и множество исключений, о чем свидетельствует существу­ющий термин благородная бедность. В Великобритании люди из аристо­кратических семей продолжают пользоваться почетом и уважением, даже потеряв все свое состояние. Наоборот, к новым богачам представители традиционного высшего класса часто относятся с пренебрежением. Если классовая принадлежность - характеристика объективная, то статус, напротив, зависит от субъективных оценок людьми социальных различий. Классы связаны с экономическими факторами - собственностью и доходами, ста­тус определяется различными стилями жизни соответствующих групп.

3.  Социальная мобильность: виды, каналы и динамика

Изучая стратификацию, мы должны учитывать не только различия между возможными экономическими или профессиональными положениями, но и то, что происходит с людьми, занимающими эти положения. Термин социальная мобильность обозначает перемещение отдельных людей или групп по социально-экономическим позициям. Вертикальная мобиль­ность означает движение вверх или вниз по социально-экономической шкале. Про тех, кто приобретает новую собственность, чьи доходы и статус повышаются, говорят, что для них характерно социальное продвижение, восходящая мобильность, а о тех, чье положение изменяется в противо­положном направлении, - нисходящая мобильность.

В современных обществах распространена также горизонтальная мобильность, которая означает географическое перемещение между райо­нами, городами и т. д. Вертикальная и горизонтальная мобильности нередко сочетаются. Например, человека, состоящего на службе в компании, пере­водят на более высокую должность в отделение фирмы, расположенное в другом городе или даже стране. Существует два пути изучения социальной мобильности. Мы можем наблюдать за чьей-нибудь карьерой - следить, насколько человек продвинулся вверх или опустился вниз по социальной шкале в течение своей профессиональной жизни. Это обычно называется интрагенерационной мобильностью, т.е. мобильностью в пределах по­коления. С другой стороны, мы можем анализировать, как часто дети в выборе профессии следуют примеру родителей или дедов. Мобильность, охватывающая различные поколения, называется интергенерационной.

Каналы социальной мобильности — это социальные институты и организации, посредством которых человек изменяет свое положение в общественной иерархии. К ним относятся система образования, брак, бизнес, политика, армия, церковь, наука, искусство.

4. Маргинальность, маргинальный статус: сущность и причины

Маргинальное состояние или маргинальность - это ситуация, когда какая-либо личность, группа или общность находятся «вне общества» или только частично связаны с обществом (промежуточный и пограничный статус). Маргинальная личность или общность людей имеют промежу­точный статус между двумя группами: к первой группе они принадлежали ранее, но вышли из нее по ряду причин, а ко второй они принадлежат еще не до конца, так как не имеют соответствующего статуса и не окончатель­но адаптировались в ней как полноправные члены. Под маргинальным, или пограничным, статусом понимается статус человека, который не при­надлежит до конца ни к одной из групп, в которые входит, но продолжает осуществлять контакты с обеими группами. Маргинальный человек - это человек, который одновременно принадлежит двум или большему числу референтных, в частности, этнических групп, находится на границе двух миров и имеет желание жить в обоих, сохранить свои традиции, язык, ре­лигию и одновременно быть принятым в новой среде. Признаками марги­нального человека: сомнения в своей личной ценности; неопределенность связей с друзьями и близкими; постоянно присутствующий страх отвер­жения; патологическая застенчивость в присутствии других людей; склонность к одиночеству и излишней мечтательности; сильное беспо­койство о своем будущем; страх перед риском в любой сфере жизни; ощущение несправедливого отношения к нему окружающих. Человек, имеющий маргинальный статус, обладает следующими психологическими и поведенческими характеристиками: не чувствует себя полноценным членом ни в одной из групп; часто не имеет определенных социальных ролей; не оправдывает тех ролевых ожиданий, которые могут предъяв­ляться к нему обеими референтными группами, так как эти ожидания мо­гут противоречить друг другу и быть абсолютно несовместимыми; испы­тывает внутренние конфликты из-за невозможности выполнения противоречивых ролевых требований референтных групп; страдает дезадаптацией, в некоторых случаях переходящей в хроническую, что в немалой степени может быть обусловлено требованиями современных динамичных условий жизни; сталкивается с враждебностью группы, из которой вышел, и в то же время с безразличием или даже презрением членов новой референтной группы. Возникновение этнической маргинальной группы часто обуслов­лено специфическими условиями жизни ее членов и исторической судьбой народа в целом, когда долгое время этническая группа лишена независи­мости и собственной государственности.

В качестве причины возникновения маргинальной этнической группы или маргинальных людей могут выступать: колониальная ситуация, эмиг­рация; смешанные браки и незаконнорожденные дети.

В колониальной ситуации часто возникает проблема маргинального статуса, который в данном случае может быть приобретен в результате тесных контактов между колонизаторами и завоеванным этносом. Выде­ляются следующие виды таких контактов:

а) трудовая деятельность, когда многие люди из числа жителей завоеванной страны вынуждены работать на колонизаторов. Впоследст­вии у этих людей появляется желание войти в группу завоевателей и жить их жизнью, однако последние относятся к таким людям либо с без­различием, либо с презрением. При этом группа, к которой маргиналы принадлежали изначально, т. е. их этническая группа, также не одобряет такого положения и относится к ним с презрением, воспринимая их как предателей. Такое положение и формирует маргинальный статус, так как не дает права претендовать на равноправную позицию внутри желаемой референтной группы и отдаляет от изначальной, родной, этнической группы;

б) смешанные браки (в этническом и расовом смысле), когда дети, рожденные в таком браке, представляют собой этническую смесь. Такие дети автоматически приобретают признаки незаконности и маргинальное  в силу своего происхождения. Они стараются войти в доминирующую группу (как правило, это группу составляют колонизаторы), однако не по­лучают желаемого в ней признания, так как являются «чужими». При этом такие люди часто отрицают свою принадлежность к той подчиненной груп­пе, к которой принадлежит один из их родителей (чаще всего это мать). Таким образом, дети из смешанных в результате колонизации браков не принимаются ни в одной из групп и поэтому становятся маргиналами. Дети, рожденные в смешанных браках, возникших не в результате колонизации, а по другим причинам (эмиграция, многонациональность госу­дарства и др.), также рискуют приобрести маргинальный статус.

Эмиграция влияет на возникновение маргинального статуса у эмигрантов следующим образом:

  • у первого поколения эмигрантов еще сильны их этнические корни и национальное сознание, однако постепенно эти люди вынуждены проходить процесс социализации в новом для себя обществе, принимая и ассимилируя его культуру, традиции, стереотипы и жизненные ценности;
  • у последующих поколений эмигрантов (т. е. детей первого поко­ления) происходит изменение системы ценностей, установок, и они постепенно начинают отдаляться от той этнической группы, к которой принадлежали их родители;
  • на последующих этапах часто развивается конфликт поколений, т. е. конфликт между родителями как носителями культуры, тра­диций и ценностей своего этноса, и их детьми, которые стараются подражать той доминирующей группе, которая существует в данном обществе;
  • происходит «видимое» подражание детей культуре, быту и пове­дению членов доминирующей группы, однако последние неохотно соглашаются на признание за эмигрантами равноправного членства в своей группе;
  • в результате последующие поколения эмигрантов оказываются отдаленными от своей этнической группы и не принятыми в до­минирующей группе, что и ведет к возникновению маргинального статуса.

В качестве причин возникновения маргинального статуса выделяют также следующие ситуации: когда деревенская семья начинает жить в большом городе; один из членов семьи, чаще всего ребенок, попадает в новую для себя группу, например, становится студентом, а его семья принадлежит к классу рабочих или живет в деревне; возникают конфликты между различными социальными группами.

Маргинальный статус - базовый уровень исследования маргиналь­ное™, важное звено в его логической цепи. По сути, это основной конст­рукт, позволяющий исследовать это явление на эмпирическом уровне. Трудно не согласиться с точкой зрения по поводу того, что «маргинальны не люди, а их связи и отношения». Поэтому следует признать правомерным утверждение американского ученого, профессора Калифорнийского уни­верситета Т. Шибутани о том, что это понятие ключевое в понимании маргинальности.

Маргинальный статус рассматривается в непосредственной связи с другими составляющими - маргинальной ситуацией, маргинальной лич­ностью и маргинальной группой, а также ситуацией преодоления маргинального кризиса (совладания с маргинальной ситуацией). Особое значение имеет исследование маргинальной ситуации как комплекса факторов, инициировавших формирование маргинального статуса.

В самом общем виде маргинальный статус можно понимать как по­зицию промежуточности, неопределенности, в которую индивид или группа попадают под воздействием маргинальной ситуации.

В социологии выделяют следующие основные подходы к объяснению маргинального статуса.

Прежде всего, в соответствии с «историей» исследований марги­нальное™, обратимся к подходу, рассматривающему маргинальный статус как позицию, фиксирующую двойственность положения индивида или группы в ситуации выбора идентификации. Эту двойственность опреде­ляет принадлежность к двум или более группам, занимающим неравное положение в иерархии престижа (господствующая и подчиненная культуры, мейнстримная культура и субкультура, стигматизированная и референтная группы и т. п.). Разные исследователи по-разному оценивали характерный тип маргинальности: либо как длительное «равновесие», «балансирование» между группами, либо как протест при невозможности разрешить культур­ный конфликт. Различные типы такого конфликта рассматривались Парком, Стоунквистом, Голдбергом, Антоновски, Дики-Кларком, Манчини и др.