...
Головна » Социальное поведение личности и девиация

Ключевые понятия: социальное поведение, социальная норма, право, мораль, социальный контроль, девиантное поведение, конформизм.

Актуальность темы: изучение социального поведения личности и его форм стало насущной проблемой современности, знание основных теорий социального поведения способствует расширению кругозора и формированию собственного мировоззрения, основанного на понятиях права и морали.

Общая цель: раскрыть сущность и специфику и формы социального по­ведения.

Конкретные цели:

  • определить сущность категории «социальное поведение»;
  • раскрыть специфику основных концепций социального поведения;
  • описать формы социального поведения;
  • раскрыть социологический аспект девиантного поведения;
  • описать социальные и психологические причины девиантного по­ведения;
  • охарактеризовать сущность социальных норм и социального контроля;
  • дать сравнительную характеристику категориям «право» и «мораль».

1. Социальные нормы и социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей

Известно, что социология изучает общество как единый целостный организм, ее интересует особое социальное пространство — население, система взаимодействующих социальных групп. Что же связывает социальные группы, индивидов? Что превращает их в единый социальный организм? Прежде всего это социальное поведение, которое определяется в первую очередь как взаимодействие индивидов. Что же лежит в основе этого взаимодействия? Несомненные интегративные факторы взаимодействия людей - это ценности, социальные и правовые нормы, мораль. В чем же заключается сущность этих понятий? Ценность - это явления, которые являются благами жизни и культуры людей (например, семья, интересная работа, уважение людей, богатство и т. д.). Социальные нормы, подобно другим ценностям, выполняют функции оценки и ориентации личности, общности. Вместе с тем они не ограничиваются этими функциями. Нормы осуществляют регулирование поведения, и носят ярко выраженный характер. Социальные нормы - это правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношении друг с другом, социальными институтами, обществом в целом. Наиболее часто мы следуем социальным нормам потому, что вследствие процесса социализации нам привычно поступать именно так. Возьмем, для примера, овладение правилами языка. Использование языка означает знание различных правил грамматики и орфографии. В основном мы используем эти правила без труда, не думая, поскольку усвоили их еще в раннем детстве. Только позже, изучая иностранный язык, человек начинает понимать, как много правил следует выучить, чтобы сказать самую простую фразу.

В качестве сложных специфических и самостоятельных видов социальных норм, представляющих основные нормы поведения, основные факторы единства общества, обычно выделяют нормы морали и права. И право, и мораль регулируют общественные отношения путем создания общеобязательных правил поведения и установления определенной ответственности в случае их несоблюдения. Вместе с тем они существенно отличаются друг от друга. Мораль и право отличаются по форме выржения воли общества. Мораль выражает волю отдельных социальных групп и общества в целом, право — государственную волю. Соблюдение норм морали обеспечивается внутренним убеждением в справедливости норм и силой общественного мнения, а соблюдение норм права, кроме того, и силой государственного аппарата. Правовые нормы носят более конкретный характер. Обычно они преследуют или поощряют конкретные действия. Нормы морали, как правило, указывают на общий принцип поведения.

Все социальные нормы сопровождаются санкциями. Санкция — это любая реакция со стороны остальных на поведение индивида или группы, цель этой реакции — гарантировать выполнение данной социальной нормы. Санкции бывают позитивными (поощрение за комформизм) или негатив­ными (наказание за неконфомистское поведение). Санкции могут быть формальными и неформальными. Формальная имеет место там, где су­ществует группа или организация, задачей которой является гарантиро­ванное соблюдение норм. Неформальные санкции — менее организованные и более спонтанные реакции на неконформизм. Большинство типов фор­мальных санкций в современных обществах связано с системой наказаний, представленной судами и тюрьмами. Полиция также является организа­цией, в чьи обязанности входит привлечение преступников к суду и, воз­можно, последующее заключение в тюрьму. К формальным негативным санкциям относятся штрафы, тюремное заключение. Позитивных фор­мальных санкций существует немного: награждение медалями за храб­рость, степени и дипломы, свидетельствующие об академических успехах, награды за участие в соревнованиях и др. Неформальные санкции, пози­тивные и негативные, составляют неотъемлемую часть всех областей со­циальной деятельности. Позитивные неформальные санкции могут выра­жаться в похвале, одобрительной улыбке и т. д. Негативные неформаль­ные санкции обычно выражаются как оскорбительный тон или выговор, демонстративное игнорирование индивида. И хотя формальные санкции более эффектны и явны, неформальные санкции имеют фундаментальное значение для создания конформности в соблюдении норм. Потребность сохранить расположение друзей, семьи, коллег, желание избежать на­смешки, стыда, отторжения часто определяют поведение людей в значи­тельно большей степени, чем формальные поощрения или наказания.

Однако нормативные системы общества не всегда являются не­изменными. Меняются и правовые нормы, и нормы морали, и ценности. Меняется отношение к ним. Отклонение от норм так же естественно, как и следование им.

Усилия общества, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание и исправление девиантов, определяются понятием «социальный контроль».

Выделяют следующие методы социального контроля:

  • Изоляция. Установление непроходимых перегородок между деви­антом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или его перевоспитания.
  • Обособление. Ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества. Такой подход допускает исправ­ление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы.
  • Реабилитация. Процесс, в ходе которого девианты могут подгото­виться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе.

2. Девиантное поведение и его сущность

Полное принятие норм выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах девиации. Так, процесс познания в социологии девиантного поведения направлен на само девиантное поведение. Изучение отклоняющегося поведения - одна из самых интересных задач социологии. Эта область сложна для анализа, потому что типов нарушений правил также много как много социальных норм и ценностей. Кроме того, нормы различных культур, а также субкультур в рамках одного общества суще­ственно различаются. Поэтому, что нормально для одного общества, мо­жет быть отклонением в другом. Что же такое отклоняющееся поведение (девиантное поведение). Его можно определить как несоответствие имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или обществе. Отклонение бывает не только в индиви­дуальном поведении, но и в групповом.

Девиация включает три основных компонента:

  1. человека, которому свойственно определенное поведение;
  2. норму или ожидание, являющиеся критерием оценки поведе­ния как девиантного;
  3. другую группу или организацию, реагирующие на данное по­ведение.

Девиантное поведение со времени возникновения общества все­гда представляло собой опасность для социальной стабильности, угрозу для жизни людей, социумов. Оно всегда было нежелательным, и общество пыталось предупреждать и по возможности блокировать нежелательные формы человеческой жизнедеятельности. А методы и средства предупре­ждения девиантного поведения определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, мерами принуждения, мерами убеждения и т. д. Проблемы социального «зла» всегда привлекали внимание ученых. Философы и юристы, медики и педагоги, психологи, социологи и биологи уделяют большое внимание исследованию девиантного пове­дения и его причин, исследуют различные виды социальной патологии: преступность, пьянство и алкоголизм, употребление наркотиков, прости­туцию, самоубийства и т. п.

В настоящее время в средствах массовой информации, под предло­гом свободы слова, пропагандируется «романтика» криминальной жизни, насилие, популяризируется образ прожигателей жизни, гедонизм, страсть к деньгам, наживе и т. д. С каждым годом растет число несовершеннолет­них, употребляющих алкоголь, наркотические вещества, растет апатия, социальная незащищенность граждан, которая характеризуется расшире­нием так называемой «группы риска», куда вошли нетрудоустроенные выпускники высших учебных заведений; военнослужащие, уволенные в запас, в ходе реформ, проводимых в армии; беженцы и вынужденные переселенцы; лица, лишенные постоянного места работы из-за массовых сокращений производства и т. д.

Вместе с тем эти же факторы, наряду с негативной девиацией, уве­личивают и так называемую позитивную девиацию, к которой относят политическую активность населения, экономическую предприимчивость, гениальность, героизм и т. п.

3. Основные подходы к анализу причин девиантного поведения

Существует ряд теорий объясняющих причины девиантного по­ведения: биологические объяснения девиации, представленные в теориях итальянского врача Цезаре Ломброзо, который считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особен­ностями человека и американского врача - психолога Уильяма Шелдона, который подчеркивал важность строения тела при определении девианта;

на основе психологических объяснений до сих пор не удалось вы­явить ни одной черты, свойственной всем преступникам, и обычно психо­логические факторы рассматриваются в сочетании с другим;

социологические объяснения сосредоточены на анализе социальных и культурных факторов, являющихся причиной девиации. Так, например, теория аномии, сформулированная Э. Дюркгеймом, подчеркивает роль нормативной неопределенности и дезориентации, вследствие чего жиз­ненный опыт людей перестает соответствовать социальным нормам об­щества. Другое объяснение придает основное значение социальной дез­организации, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или противоречат друг другу. При этих условиях возникает конфликт между разными стандартами оценки поведения. Одно­временно ослабевает контроль за их осуществлением, что в значительной мере способствует развитию подростковой преступности.

Культурологическое объяснение девиации сосредоточено на ана­лизе культурных ценностей в той же мере, как и реальных возможностей возникновения девиации. Селлин и Миллер считают, что девиация возни­кает тогда, когда человек усваивает нормы субкультуры, которые противоречат правилам культуры господствующей. Сатерленд предложил теорию дифференцированной ассоциации, согласно которой правонарушения возникают в результате «сильного влияния ценностей, содействующих нарушению закона».

Теория стигматизации, или наклеивания ярлыков объясняет деви­антное поведение тем, что влиятельные группы обладают возможностью наклеивать ярлыки «девиантов» на представителей менее влиятельных групп. Первичная девиация наблюдается тогда, когда индивид лишь время от времени нарушает правило, но окружающие смотрят на это сквозь пальцы, а сам он вовсе не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человека наклеивают ярлык, ставят клеймо девианта, окружающие обращаются с ним не так, как с обычными людьми, и постепенно он сам начинает считать себя девиантом.

Представитель социологической школы Р. Мертон классифицировал девиантные поступки, опираясь на анализ факторов, способствующих принятию или отрицанию людьми целей общества, социально одобряемых средств их достижения или того и другого вместе. Согласно этой класси­фикации, конформизм предполагает согласие с целями общества и при­менением законных способов их достижения; инновация подразумевает признание целей, но отрицание социально одобряемых средств их дости­жения; ритуализм связан с отрицанием целей и признанием средств; рет- ритизм или бегство от действительности имеет место тогда, когда человек одновременно отвергает и социально одобряемые цели и средства их дос­тижения; бунт предполагает отрицание целей и средств, но взамен пред­лагает новые цели и средства. Эту теорию можно проследить в табл. 1.

Таблица 1

Способ  адаптации Одобряемые обществом цели Социально одобряемые средства
Конформизм + -
Инновация + -
Ритуализм - +
Ретритизм - -
Бунт + +

Было бы серьезной ошибкой рассматривать отклонение только в негативном смысле. Любое общество, учитывающее разные ценности и интересы людей, должно найти место для тех индивидов или групп, чьи действия не соответствуют нормам, соблюдаемым большинством. Люда, развивающие новые идеи в политике, науке, искусстве или других областях человеческой деятельности, часто воспринимаются враждебно и недовер­чиво теми, кто следует ортодоксальным принципам. Являются ли опасные отклонения ценой, которую общество должно платить, предоставляя лю­дям широкую свободу неконформистского поведения? Например, является ли высокий уровень преступности расплатой общества за индивидуальные свободы граждан? Некоторые так и считают, утверждая, что насилие не­избежно в обществе, где не существует жестких поведенческих правил. Но если пристально изучить эту точку зрения, она не выглядит логически последовательной. В некоторых обществах, где имеется широкая гамма индивидуальных свобод и к отклоняющемуся поведению относятся терпимо (например, в Голландии), уровень преступности низкий. С другой стороны, государства, в которых область индивидуальных свобод строго ограничена (например, в Южной Африке), наблюдается высокий уровень насилия.

Общество, которое терпимо относится к девиантному поведению, необязательно должно столкнуться с дезинтеграцией. Однако избежать дезинтеграции возможно только тогда, когда индивидуальные свободы сочетаются с социальной справедливостью, социальным порядком, при котором неравенства не очень велики и у населения есть шанс жить на­сыщенной и полноценной жизнью. Если свобода не сбалансирована ра­венством и многие лишены возможности самореализации, отклоняющееся поведение принимает социально деструктивные формы.