...
Головна » Социальные причины заболеваний

Ключевые понятия: здоровье, болезнь, здоровье человека, социология.

Актуальность темы: В медицине социальные причины заболеваний являются не менее важными, чем биологические, генетические или физиологические. Изуче­ние их особенностей способствует более глубокому пониманию возник­новения и предотвращения болезней современности.

Общая цель: раскрыть роль и сущность образа жизни человека и его зна­чение в сохранении здоровья.

Конкретные цели:

  • объяснить социологическое содержание понятия «образ жизни»;
  • выяснить связь между болезнью, здоровьем и окружающей средой;
  • проследить соотношение между социальными изменениями и ме­дициной.

1. Социологическое значение понятия «образ жизни» и «качество жизни» Образ жизни - это очень широкое понятие. Образ жизни включает в себя субъективный и объективный факторы. Первый означает субъек­тивные потребности человека, второй — специфику труда, быта и досуга. Образ жизни состоит из нескольких составляющих - это и способ произ­водства материальных благ и среда обитания, политическая система об­щества, быт, традиции, привычки. Западная социология придерживается такого мнения, что главное в образе жизни не материальная сторона, а поведение индивидов, потребителей. Образ жизни предопределяет лич­ность. Очень важны условия обитания, природная среда, социологические демографические и общечеловеческие условия. Главное значение для формирования образа жизни имеет природно-космический фактор. Кли­мат места - реки, горы, степь, характер почвы, богатство или бедность земли металлами, то есть среда, сложившаяся вокруг человека, определяет поведение и уклад жизни общества. Фактические примеры подтверждают это. Уровень жизни существенно отличается от образа жизни и состоит в достижении наивысшей степени удовлетворения материальных потребностей и духовных запросов человека.

В социологии выделяют также понятие «качество жизни». Иссле­дования последних 20 лет раскрыли связь с качеством жизни личностного статуса и ценностей индивидов. В общем случае статусные индикаторы, имеющие отношение к качеству жизни, состоят в следующем.

  1. Доход положительно связан с субъективными и с объективными замерами качества жизни.
  2. Занятость. В целом, она дает небольшой вклад. Исполнители и профессионалы дают самые высокие оценки субъективных компонент качества жизни.
  3. Образование прямо не связано с качеством жизни.
  4. Возраст. Молодые люди меньше удовлетворены жизнью, чем люди более старшего возраста, вне зависимости от места про­живания. Уровни удовлетворенности всеми аспектами жизни, кроме здоровья, увеличиваются вместе с возрастом. Оценки ка­чества жизни пожилыми людьми зависят от состояния жилья и от здоровья.
  5. Брачный статус связан с общей оценкой счастья. Люди, нахо­дящиеся в браке, в целом, счастливее тех, кто не связан этими узами. При этом женщины в меньшей степени удовлетворены в браке, чем мужчины. Образование понижает степени удовлетво­ренности брачной жизнью.
  6. Этничность и национальность. Международные исследования показывают много общего в оценке степеней удовлетворенности жизнью в разных странах.
  7. Место проживания (город-село). Горожане в среднем менее довольны жизнью, чем жители села.

2. Социальные изменения и медицина

Всем известно, что возникновение болезней зависит не только от биологических причин (генетическая предрасположенность, вирусы и т.д.), но и социальных (экономических, культурных) предпосылок. По данным ВОЗ, в настоящее время 55% заболеваний обусловлено экономическими причинами, 20% - экологическими, 15% - нарушения в работе медучреж­дений, 10%- генетическая предрасположенность к заболеваниям. Кроме того, уровень здоровья человека в значительной мере зависит от его об­раза жизни, а именно питание, режим, двигательная активность, отсутст­вие вредных привычек. Исследования показывают, что 60% заболеваний зависит от его образа жизни. Отсюда возникает потребность в изменении основных принципов здравоохранения.

Сегодня все еще основной упор в медицине делается на лечение уже возникших болезней - так называемой «гиппократовской» модели медицины, где болезнь понимается как нарушение психофизиологического баланса в организме. И чтобы снять дисбаланс, используют лекарственны» средства. Эта модель соответствовала тем временам, когда преобладали эпидемические заболевания.  Для их быстрого и эффективного лечения необходимы были лекарственные средства.

В настоящее время происходит снижение эффективности «гиппо- кратовской» модели медицины и причиной тому есть:

  1. врачебная терапия не имеет ничего общего с законом саморегу­ляции организма;
  2. «гиппократовская» модель основана на локальном видении чело­века, исключает комплексный подход;
  3. в настоящее время появился качественно новый тип болезни - дегенеративный, с травмой клеточной структуры. Для её восстановления необходимы усилия всего организма и, следовательно, новые подходы к нему;
  4. загрязнение окружающей среды приводит к загрязнению внут­ренней среды организма, поэтому введение лекарств в ещё большей сте­пени ослабляет иммунные силы организма.

Поэтому сегодня закладываются новые ориентиры на саморегулятивно-профилактическую модель здравоохранения, которое основано на следующих принципах:

  1. лечение не болезни, а всего организма;
  2. использование в процессе оздоровления факторов среды;
  3. равноправное участие врача и пациента в процессе лечения;
  4. обучение каждого человека здоровью, т.е. биологическим законам управления организмом и методам их использования.

Развитие современной медицины определяется следующими тен­денциями:

1. Девиантное поведение в медицинской практике. Во многом тенденции развития медицины определяются уровнем развития общества. Современное общество - это кризисное, аномийное (от греч. а - нет, потоз - закон) общество. Это ситуация своего рода ценностно­нормативного вакуума, в котором старые нормы уже «не работают», а новые нормы ещё не выработаны. Такие условия порождают ситуацию, когда нет устойчивой нормы поведения и отсутствует надлежащий соци­альный контроль за её исполнением. В медицине такая ситуация приводит к тому, что больной превращается из цели лечебного процесса в средство, т.е. средство получения материальных благ.

2. Насыщение медицинского образования гуманитарным со­держанием. Для становления врача это необходимо, ибо врач относится к типу социономичных специальностей, главный контакт которых «человек-человек» требует от него культивирование в себе гуманитарных основ, которые закладываются гуманитарными науками. Без этого меди­цинское образование будет ориентировано на усредненную болезнь, для лечения которой не нужны ни личность больного, ни личность врача, а это недопустимо.

3. Влияние научно-технической революции на развитие медицины. Это приводит к технизации медицины, что имеет свои плюсы и свои ми­нусы. Позитивное влияние развития медицинской техники:

  • а)            ускорилось и стало более точным выявление патологий;
  • б)           возникли новые методы лечения, благодаря которым сократи­лось количество инкурабельных и иноперабельных больных.
  1. Негативные последствия технизации медицины:
  • а)            технические возможности позволяют обеспечить безопасность врачебных действий при неполном знании физиологических механизмов патологии;
  • б)           техника, что окружает больного, сокращает размышление врача, создавая далеко не всегда обоснованное ощущение силы и мощи медицины;
  • в)            сокращается психологический контакт между врачом и больным, ибо даже анамнез нередко сводится к заполнению больным анкеты, дан­ные которой вводятся в компьютер, минуя их осознание врачом.

4. Медико-индустриальный принцип взаимно анонимного обслуживания больных:

  • а)            создаются медицинские комплексы, которые позволяют пустить на поток процесс диагностики и лечения больных;
  • б)           растет количество больных, которые проходят через такие ком­плексы и о которых известны их соматические данные, но не личностные характеристики, поскольку для установления диагноза и лечения психо­логические данные в таком комплексе не нужны;
  • в)            количество врачей-консультантов, разных исследований, приборов и работников, которые их обслуживают, есть настолько огромным, что больному становится сложно выделить среди них главного, кто отвечает за лечение.

Отрицательным моментом таких комплексов является дальнейшее сокращение психологического контакта между больным и врачом.

5. Здоровье человека в современных условиях воспринимается как товар. Больной превращается в обычного потребителя, который за свои деньги должен получить услугу, адекватную его затратам. Но так как медицина имеет дело с одной из самых высших человеческих ценностей, она всегда была сродненной с религией, поэтому тезис о том, что здоро­вье - это товар, редко конкретизируется в столь грубой форме.

3. Социальные факторы заболеваний

Социальными называют факторы, связанные с деятельностью общества, уровнем развития экономики. Различают «болезни цивилиза­ции» и «болезни слаборазвитых стран».

«Болезни цивилизации» связаны с высоким уровнем развития про­мышленности, с достижением обществом определенного уровня цивили­зации. К ним относятся атеросклероз, инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь, аллергия, неврозы.

В слаборазвитых странах распространены болезни, в возникновении которых важное значение имеют плохие условия жизни, несоблюдение гигиенических требований, отсутствие специфической профилактики, плохая сопротивляемость организма. Это инфекционные болезни, белково- энергетическая недостаточность и др. Наиболее уязвимым контингентом являются дети.

Социальные факторы — это совокупность социальных условий, способствующих (или препятствующих) проявлению эпидемического процесса.

К социальным факторам относятся:

  1. социальное развитие;
  2. социальная активность населения;
  3. санитарное благоустройство населенных пунктов.

Уровень социального развития и производительных сил оказывает влияние на уровень заболеваемости населения. Так, повышение качества жизни и питания, а как следствие - улучшение состояния иммунитета; изменение культуры поведения, гигиенического воспитания; улучшение и развитие технологий. И наоборот, повышение количества лиц, употреб­ляющих наркотики и изменение культуры сексуального поведения - рас­пространение ВИЧ-инфекции и вирусного гепатита; ухудшение состояния экологии, состояние систем водоснабжения, канализации, сбора и удале­ния твердых и пищевых отходов и т. д. — приводит к высокому уровню заболеваний в обществе.