...
Головна » Социологическая концепция личности. Личность и её социализация

1. Личность как объект социологического анализа

Элементами любого общества являются люди. При этом включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, группы. Поэтому он оказывается одновременно включенным во множество социальных систем (экономических, политических и т.д.), каждая из ко­торых оказывает на него свое специфическое воздействие. Человек, таким образом, становится не только элементом социальной системы, но и сам он представляет собой сложнейшую социальную систему со своей структурой.

Именно в этом плане человек, личность выступает как объект изу­чения социологии.  Задача социологии - определить личность как один из важнейших элементов жизни общества, раскрыть механизмы ее формиро­вания различными социальными структурами, механизмы ее обратного воздействия на социальный мир, ее участие в изменении и развитии соци­альных отношений. Все это изучается социологией личности.

Социология личности — это область социологии, предметом которой является личность в качестве объекта и субъекта социальных отношений, которые складываются в обществе.

Рассмотрим, прежде всего, то, что же представляет собой личность, как трактует это понятие социология.

Категория «личность» происходит от латинского слова «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятии «личность» был включен внешний, социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли - общественное лицо, обращенное к окружающим.

Социологию человек интересует как социальное существо, как про­дукт и субъект общественных процессов, как выражение общественных отношений. В социологии принято разграничивать понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Понятие «человек» служит для характеристики его биосоциальной природы. Человек - это родовое понятие, указывающее на принадлеж­ность к человеческому роду. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное - законам развития общества.

Понятие «индивид» характеризует отдельного человека. Индивид - это единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психических черт. Его характеристиками являются такие признаки, как пол, возраст, раса, статус, роль. Чтобы отразить совокупность целостных психических и культурно-исторических особенностей индивида, исполь­зуется понятие «личность», которое характеризует социальное в человеке.

Личность - это устойчивый комплекс качеств, свойств, приобре­таемых человеческим индивидом под влиянием соответствующей культу­ры общества и конкретных социальных групп, к которым он принадле­жит, в жизнедеятельность которых включен. Каждый ли человек лич­ность? Да, поскольку через систему своих социальных качеств он выра­жает черты данного общества, социальных групп и других социальных форм. Однако уровень развития личности может быть разным. Это выра­жается через такое понятие как «индивидуальность».

Индивидуальность - это то, что отличает одного человека от другого и как биологического, и как социального существа. Это его неповторимые индивидуальные особенности. Социологию интересует не сама по себе неповторимость, индивидуальность, а ее влияние, место в общественных процессах.

Обратим внимание на то обстоятельство, что речь здесь идет не только о социальных «качествах» личности, которые она приобретает в процессе социального взаимодействия (хотя они и выступают в качестве основных). Речь идет о биологических, психологических и иных признаках, специфика которых определяет во многом то, какие именно социальные «свойства» приобретает тот или иной индивид. Таким образом, понятие «личность» применяется по отношению к каждому человеку, поскольку он индивидуально выражает значимые черты данного общества, той или иной социальной группы, общности.

В социологии значительное внимание уделяется структуре лично­сти. В этом плане структура личности - это структурная целостность биогенных, психогенных и социогенных компонентов:

Биологическая структура личности учитывается социологией лишь в аспекте деформации здоровья человека, поскольку это нарушает нормальное взаимодействие между людьми (инвалид, больной).

Психологическая структура личности включает эмоции, чувства, волю, память, способности, интеллект (например, холерик не может быть хирургом);

Социальная структура личности включает следующее:

  • Потребности - это те формы ее взаимодействия с миром (мате­риальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития ее биологической, психологической, социальной определенности и которые в той или иной мере осознаются, ощущаются человеком.
  • Интерес - одна из важнейших движущих сил поведения и дея­тельности любого социального субъекта, будь то личность, на­ция, класс, общество в целом. Интерес органически связан с потребностями данных личностей или социальных общностей, это осознанная личностью потребность. Но если потребности направлены прежде всего, на предмет удовлетворения, на опре­деленную совокупность жизненных средств, то интерес направ­лен на социальные институты, учреждения, нормы взаимоотно­шений в обществе, от которых зависит распределение ценностей и благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей.
  • Ценности, ценностные ориентации личности. Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей, ценностных ориентации. Ценность - это особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы человека или со­циальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духов­ных явлений, придавая им определенные социальные свойства. Ценностные ориентации — это разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения и поэтому приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов.
  • Установки - это общие ориентации личности на определенный объект, это предрасположенность действовать определенным образом относительно этого объекта.

В социологическом анализе личности уделяется внимание проблеме социальной типологии личности (М. Вебер, К. Маркс, Э. Фромм). Соци­альный тип личности — продукт взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. Различа­ют следующие разновидности типов личности:

  • идеальный тип (не привязан к конкретным условиям);
  • базисный (максимально отвечающий потребностям современного общества);
  • модальный (преобладающий в данном обществе).

Например, в современном обществе сложилось понятие маргинального (пограничного) типа личности. Это личность, которая порвала со своей старой группой, но не адаптировалась к новой.

Факторы, формирующие личность:

  • биологическая наследственность (генный код, сексуальность, врожденные потребности, инстинкты);
  • физическое окружение (климат, природные ресурсы, территория проживания);
  • культура (образ жизни);
  • групповой опыт (сад, школа, учебный вуз);
  • уникальный опыт личности (влияние отдельных людей).

2. Социализация личности: основные концепции

При исследовании личности многие ученые опирались на специфику взаимодействия личности и социума. Становление личности - сложней­ший длительный процесс приобщения личности к социальному, который называется социализацией. Это наиболее широкое понятие, которое слу­жит для характеристики формирования личности. В более узком понима­нии, социализация - процесс усвоения индивидом на протяжении всей жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к кото­рому он принадлежит. Социализация охватывает все социальные процес­сы, благодаря которым индивид усваивает определенные знания, нормы, ценности, позволяющие ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Процесс становления личности осуществляется в трёх формах, а именно, через идентификацию, индивидуализацию, персонализацию.

Идентификация личности происходит путем образования, обучения, воспитание; индивидуализация - самообучения, самообразования, само­воспитания; персонализация - самодеятельности. Они между собой нераз­рывны и процесс становления личности идет по восходящей: от простого к сложному, от общего к частному. В социологии существует множество теорий социализации личности, в данном параграфе мы представим наиболее известные.

Психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда

Фрейд один из первых отметил важнейшую роль ранней социали­зации в жизни человека. Фрейд - основатель современного психоанализа, главное в его учении - подсознание человека. Фрейд и его последователи не только открыли подсознательный класс человеческой психики, сущест­вование которого вообще отрицалось до этого, но и показали, что различ­ные иррациональные явления в поступках человека подчиняются опреде­ленным законам, и потому их вполне рационально можно объяснить. Фрейд научил понимать язык снов и несообразности в человеческом по­ведении, он показал, что эти несообразности, как и вся структура характе­ра человека, представляет собой реакцию на воздействия внешнего мира, особенно на те, которые имели место в раннем детстве.

Фрейд выделил 2 основные потребности, определяющие психиче­скую деятельность человека: сексуальная и агрессивная. Но только удов­летворение этих потребностей наталкивается на препятствия со стороны социума, они вытесняются, образуя область бессознательного.

В психической структуре личности Фрейд определил 3 компонента:

  • «Ид» - оно - бессознательное. Ид образует наибольший при­митивный компонент, иррациональный носитель инстинктов, который подчиняется принципу удовольствия. Требования «ид» часто приходят в столкновения с нуждами других людей.
  • «Эго» - Я - сознающая часть нашего «Я», которая возникает под влиянием окружающей среды и пытается примирить наше "ид" с тре­бованиями окружающей среды.
  • «Суперэго» - «сверх Я» - регулирует наше поведение в общест­ве, осуществляя нравственную оценочную функцию (стыд, совесть). Су­перэго представляет культуру внутри нас, нормы и ценности, интернализованные нами из социальных групп.

Структура личности по Фрейду как бы трехслойна и включает в се­бя бессознательное, сознательное или проявление коллективного созна­ния. Эта структура делает личность крайне противоречивой. Ее изнутри раздирают две силы: инстинкты, влечения, социальные табу, направлен­ные на подавление ее желаний, подчинение социальным нормам. Это про­тиворечивость внутреннего мира - источник психических расстройств и заболеваний. Фрейд с позиции своей теории сексуального и бессознатель­ного обратил внимание на различные сексуальные нарушения у детей и связанные с ними психические травмы.

По его мнению, в детские годы формируется так называемый Эдипов комплекс, согласно которому ребенок испытывает любовь и половое вле­чение к родителям противоположного пола. По мере взросления ребенок начинает понимать ошибочность своих представлений, но это чувство

в бессознательном виде надолго остается в нем. Согласно Фрейду до 4-летнего возраста в личности закладываются все основные конфликты, которые позже будут лишь модифицироваться и высвечиваться под влиянием об­стоятельств. По Фрейду человек по своей природе антисоциален, общество его приручает и очищает от низменных инстинктов. Он отличал, что ци­вилизация с ее запретами и санкциями с одной стороны - великое благо и необходимость, иначе человечество полностью подчинилось бы сексу­альным и летальным инстинктам, но с другой стороны цивилизация - бремя и опасность для человека, т.к. вытеснение влечений приводит к развитию неврозов, растущей неудовлетворенности, тревоги, деформа­ции характеров и отчуждения.

Теория «зеркального Я» Чарльз Кули

Концепция «зеркального Я», отражает специфику общения инди­вида с разнообразными первичными группами (Кули впервые употребил понятие «первичная группа»: семья, друзья). Именно в этих группах про­исходит социализация и усваиваются основные общественные ценности, нормы, способы поведения. Непосредственные тесные контакты ребенка с членами таких коллективов вызывают разнообразные психические реакции. Мнение окружающих его первичных групп становится настолько важным, что под их влиянием у него вырабатывается чувство «Я» которое Кули назвал зеркальным. Другие люди - зеркала, в постоянном общении с ними формируется наше «Я» как сумма зеркальных «Я». Благодаря «зеркаль­ному Я» у ребенка формируется самооценка, умение смотреть на себя глазами окружающих и он приучается осознанно выделять себя из окру­жающих людей, вырабатывая вместе с тем чувство гордости, уважения и унижения. Таким образом, личность по Кули есть совокупность психи­ческих реакций человека на мнения о нем окружающих.

Теория социальной интеракции Джорджа Мида

Мид, подобно Кули, придает решающее значение в процессе со­циализации социальному взаимодействий, но в отличие от Кули, Мид пыта­ется глубоко раскрыть роль символов и жестов в процессе взаимодействий. Усматривая главную особенность человеческого сознания в способность использовать символы и адекватно их интерпретировать. Американский социолог полагал, что необходимой стороной взаимопонимания согласо­ванного социального взаимодействия является способность человека, ко­торая формируется еще в детстве, принимать на себя роли других людей. Социальное «Я» по мнению Мида вырастает в социальном процессе только во взаимодействии с другими людьми. Если ребенок общается только с одним человеком, его развитие индивидуальности будет сравнительно прямолинейным и одномерным, поэтому ребенку требуется несколько взрослых, которые по-разному оценивают мир. Главное место формиро­вания способности принимать на себя роли других людей принадлежит детским играм. Выделяют 3 игровые стадии:

  • Имитация - копирование поведения, не понимая его.
  • Игровая - дети понимают поведение как исполнение опреде­ленных ролей (врач, пожарный).
  • Коллективные игры - освоение роли, но глазами группы, уже само вступление в коллективную игру побуждает ребенка принимать на себя определенную роль, затем, с приобретением опыта, он научается в процессе игры принимать на себя роли других лиц, участвующих в игре.

Во время игры развивается разум, самосознание ребенка, он усваи­вает нормы и ценности социальной группы, ее требования и установки по отношению к нему. Проигрываются роли до тех пор, пока ребенок не нау­чится исполнять свою роль. В результате социального взаимодействия формируется образное воображение, личностное Я и речь. Критерием формирования зрелого Я служит способность принимать на себя роль «обобщенного другого», под которым понимается некий обобщенный образ коллективных требований, установок по отношению к данному ин­дивиду. Понятия человека о самом себе есть не только результат того, что о нем говорят другие, но и активная переработка самим человеком своих и чужих представлений о собственной персоне, поэтому и создается соб­ственная неповторимая индивидуальность.

Теория социализации Ж. Пиаже

Подход, предложенный швейцарским исследователем Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Со­гласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последова­тельности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.

Первый период - от рождения до 2-х лет - называется сенсомо- торной стадией. В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. До этой стадии им, по всей вероятности, кажется, что предмет перестает существовать, когда они на него не смотрят. Младенцы на физиологическом уровне ус­ваивают определенные навыки: способность ходить, говорить, узнавать близких людей. На этом уровне - полная зависимость от взрослых.

Второй период - от 2-х до 7 лет - называется предоперационалыюй стадией. В это время дети учатся различать символы и их значения. В начале данной стадии дети расстраиваются, если кто-то разрушает по­строенный ими замок из песка, символизирующий их собственный дом. В конце этапа дети понимают разницу между символами и предметами, которые они обозначают.

В возрасте от 7 до 11 лет дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками. Пиаже называет этот пе­риод стадией конкретных операций.

В возрасте примерно от 12 до 15 лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе под­ростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усво­енные на этой стадии.

Теория социализации Лоренса Колберга

Гарвардский психолог Лоренс Колберг придавал большое значение нравственному развитию детей, разработал еще один подход к проблеме, в котором чувствуется сильное влияние теории Пиаже.

Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и спо­собности к сопереживанию. В отличие от Пиаже, Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. В то время как большинство людей достигают по крайне мере третьей стадии, некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми.

Две первые стадии относятся к детям, которые еще не усвоили по­нятий о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания (первая стадия) или заслужить поощрение (вторая стадия).

На третьей стадии люди отчетливо осознают мнения других и стремятся действовать так, чтобы завоевать их одобрение. Хотя на дан­ной стадии начинают формироваться собственные понятия о хорошем и плохом, люди в основном стремятся приспосабливаться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение.

На четвертой стадии люди осознают интересы общества и правила поведения в нем. Именно в этой стадии формируется нравственное сознание: человек, которому кассир дал слишком много сдачи, возвращает ее, потому что «это правильно». Как считает Колберг, на последних двух стадиях люди способны совершать высоконравственные поступки.

На пятой стадии люди осмысливают возможные противоречия между различными нравственными убеждениями. На этой стадии они способны делать обобщения, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом. Так формируются собственные суждения личности о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». На­пример, нельзя обманывать налоговое управление, ведь если бы все так поступали, наша экономическая система развалилась бы.

На шестой стадии у людей формируются собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы. Такие люди лишены эгоцентризма; они предъявляют к себе такие же тре­бования, как и к любому другому.

3. Уровни, фазы, этапы и стадии социализации личности

Выделяют уровни, фазы, этапы и стадии социализации. Что касается уровней социализации, то они соответствуют уровням интеграции инди­вида в общество. В социологии различают 4 таких уровня: социально- экономический, функциональный, нормативный и межличностный. Если же говорить о фазах социализации, то их выделяют две: социальную адаптацию и интериоризацию. Социальная адаптация означает приспо­собление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам и коллективам, вы­ступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Что же касается интериоризации, то это процесс включения социальных норм и ценностей общества во внутренний мир человека.

Выделяют этапы первичной и вторичной социализации. Первичная (от рождения до подросткового периода) - это усвоение социальных норм и ценностей ребенком, вхождение его в данную культуру; вторичная со­циализация (от подросткового периода до конца жизни) - усвоение соци­альных ролей, отличающих жизнедеятельность взрослого человека. Наконец, по стадиям различают дотрудовую, трудовую, послетрудовую социализацию.

Процесс социализации практически никогда не прекращается пол­ностью, пока люди продолжают вступать во взаимоотношения; социали­зация идет на протяжении всей жизни. Об успешной социализаци принято говорить тогда, когда поведение, убеждение, социальная установка или норма, которую наша культура или отдельный индивид стараются усвоить, реально становится частью общей системы установок, убеждений и веро­ваний, составляющих определенную культуру. Если этого не происходит (в силу различных обстоятельств), мы говорим о «неуспешной социализации».

Можно выделить пять типов социализации.

Первичная (primary) социализация происходит в ранний период жизни, когда человек шаг за шагом учится быть «социальным существом». Первичная социализация - это процесс, в ходе которого человек приобре­тает привычки, представления, ценности, усваивает и интериоризирует их.

Предшествующая (anticipatory) социализация помогает людям го­товиться к своим будущим ролям. Этот тип социализации предусматривает выполнение разнообразных ролей, с помощью которых люди усваивают то поведение, которое от них ожидают другие. Например, игра в «семью». Через взаимоотношения и социализацию дети учатся предусматривать, каким образом себя вести, когда позже они станут родителями.

Социализация развития (developmental) (иногда ее называют вто­ричной или взрослой социализацией) - это процесс, в ходе которого люди усваивают умения, нормы, убеждения, ценности и применяют их соответ­ственно новым общественным условиям, в которых они оказываются.

Обратная (reverse) социализация происходит, когда молодой человек (с меньшим жизненным опытом) передает свои убеждения, установки и ценности более опытному человеку. Например, когда школьники (сту­денты) учатся работать на персональном компьютере в школе, а потом показывают родителям, как пользоваться домашним компьютером, они осуществляют обратную социализацию.

Ресоциализацня (resocialization) предусматривает резкие и неожи­данные изменения в культурной среде, которые требуют усвоения новых типов поведения, новых установок, убеждений и норм условий жизни.4.      

4. Агенты социализации: понятие и роль в процессе формирования личности

Под агентами социализации мы будем понимать группы и социаль­ные контексты, в рамках которых совершаются процессы социализации. Во всех культурах семья является для ребенка основным социализирую­щим агентом. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в дейст­вие множество других агентов социализации. Далее предлагаем кратко рассмотреть основные агенты социализации:

Семья. Поскольку виды семейных систем чрезвычайно отличаются друг от друга, то возможные контакты, в которых участвует младенец, не являются стандартными для всех культур. Практически всюду самым важным лицом в начальный период жизни ребенка является мать, но, как указывалось ранее, природа отношений между матерью и ребенком опре­деляется регулярностью и формой контактов между ними. Это, в свою очередь, обуславливается характером семейных институтов и их связью с иным возможным группированием в обществе. В современных обществах ранняя социализация происходит в небольшом масштабе семьи. Боль­шинство украинских детей провело свое детство в домашней ячейке, включающей мать, отца и, возможно, еще одного или двух детей. И на­оборот, во многих других культурах дяди, тети, бабушки и дедушки яв­ляются частью одной семьи, живут в одном доме и выступают воспитате­лями даже для очень маленьких детей.

В разных обществах семья занимает различное место по отноше­нию к другим социальным институтам. В большинстве традиционных обществ семья, в которой родился индивид, почти полностью определяет его социальное положение на протяжении остатка жизни. В современных западных обществах социальное положение при рождении не наследуется. Тем не менее, район проживания и принадлежность семьи к определен­ному классу довольно жестко определяют характер социализации инди­вида. Дети усваивают модели поведения своих родителей или представи­телей своего окружения.

Отношения со сверстниками. Другим важным агентом социали­зации является группа сверстников дружеская компания детей примерно

одного возраста. В некоторых культурах, особенно в небольших традици­онных обществах, группы сверстников, формализуются по возрастной градации. Каждое поколение имеет определенные права и обязанности, они меняются по мере взросления. Лица, принадлежавшие к одному воз­растному кругу, обычно сохраняют дружеские отношения на протяжении всей жизни. Значение семьи для социализации индивида достаточно оче­видно, поскольку мироощущение маленького ребенка формируется вначале более или менее исключительно в ее рамках. Значение группы сверстни­ков менее очевидно, особенно для представителей западного общества. В современной ситуации, когда большое число женщин работает, а их дети в это время находятся в детских центрах, отношения сверстников являются еще более значимыми, чем раньше.

Школа. Школьное образование - формальный процесс, поскольку определяется фиксированным набором изучаемых предметов. Однако школы действуют как агенты социализации и в несколько ином отношении. Наряду с формальным набором учебных дисциплин существует то, что некоторые социологи называют скрытой программой, определяющей спе­цифические условия обучения. От детей ожидается, что они будут тихо заниматься в классе, пунктуально вести себя на уроках и соблюдать пра­вила школьной дисциплины. Они вынуждены принимать требования учи­телей и реагировать на них. Реакции учителей также воздействуют на то, что ожидают дети от самих себя. Все это впоследствии оказывается свя­занным с выбором работы после окончания школы. Группы сверстников часто формируются в школе, и система распределения по классам в зави­симости от возраста усиливает их влияние.

Считается, что благодаря школам дети смогут преодолеть ограни­чения социальной среды, из которой они происходят.

Средства массовой информации. Эпоха расцвета периодических изданий началась на Западе с конца XVIII века, но в те времена газеты и журналы предназначались относительно узкому кругу читателей. Лишь спустя столетие они стали частью повседневной жизни миллионов людей, определяя их взгляды и мнения. Распространение средств массовой ин­формации в виде печатных изданий вскоре было дополнено электронны­ми коммуникациями. Не подлежит сомнению, что средства массовой ин­формации оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоз­зрение людей. Они передают все то многообразие информации, которое невозможно получить иным способом. Газеты, книги, радио, телевидение, фильмы, музыкальные записи и иллюстрированные журналы позволяют нам приобщиться к опыту, о котором мы иначе не имели бы ни малейшего представления.

Другие агенты социализации. Агентов социализации, помимо уже упомянутых, существует так же много, как групп и социальных кон­текстов, в которых индивиды проводят сколько-нибудь значительную часть своей жизни. Работа во всех культурах является важнейшим окру­жением, в котором происходит процесс социализации, хотя только в ин­дустриальных обществах огромное число людей «ходят на работу» т.е. каждый день проводят несколько часов на рабочем месте, отделенном от дома. Обстоятельства работы выдвигают непривычные требования, вы­нуждая человека принципиально менять мировоззрение и поведение.

Следует отметить, что социализация - это непрерывный процесс, который продолжается в течение всего жизненного цикла. В каждой фазе существуют переходные периоды, через которые нужно пройти, и кризисы, которые нужно преодолеть. Сюда относится также и смерть как окончание существования личности.