...
Головна » Социология как наука об обществе

1.  Появление социологии. Ее объект, предмет и функции

Социология относительно молодая наука, которая стремится выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, почему они образуют группы, влюбляются, женятся, отправляются на войну, поклоняются чему-то, то есть все, что происходит с людьми, когда они взаимодействуют. Кратко определяя сущность социологии, можно сказать, что она изучает общество и социальные отношения.

Несмотря на то, что социология имела богатую предысторию, как самостоятельная наука она появилась относительно недавно, в XIX веке. Первый этап возникновения социологии связан с именами О. Конта, Г. Спенсера и К. Маркса; второй период — с творчеством, так называемых классиков социологии (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Зиммель, В. Парето), которые определили предмет новой науки и ее методологические положения. Он охватывает конец XIX в. и первые десятилетия XX в.

С начала 20-х гг. XX в. формируются современные теории и направления социологии. Наиболее известными социологами-теоретиками этого периода были П. Сорокин, Р. Мертон, Т. Парсонс, Дж. Мид, Л. Козер и др. Наконец, в последние десятилетия значительное влияние на содержание социологических дискуссий имели работы П. Бурдье, Э. Гидденса, Дж. Александера, Дж. Тернера, Р. Дарендорфа, И. Валлерстайна.

Социология, как и любая другая наука, возникла не на пустом месте. К середине XIX в. преимущественно в странах Западной Европы сложи­лись определенные предпосылки к возникновению этой науки. Основные причины появления новой научной дисциплины - социологии - можно объединить в две большие группы: социальные и научные.

1. Социальные. Социология возникла в ответ на потребности фор­мирующегося гражданского общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека. Привычный порядок феодально-абсолютистского строя с тотальным контролем всех сфер жизни начал сменяться другим, провозгла­сившим всеобщее равенство, духовную, экономическую и политическую независимость граждан. В таких условиях возникает массовая потреб­ность в знании, ориентированном на точное и глубокое описание реальных социальных явлений и процессов.

2. Научно-теоретические предпосылки. В Новое время уже сфор­мировалась модель достоверного, экспериментально доказанного и прак­тически применимого знания, а не просто абстрактных представлений и предположений. Позже такая доктрина получила название позитивизм. По мнению О. Конта, социология должна была преодолеть умозрительность философского метода, опираясь только на наблюдаемые, фиксируемые и повторяющиеся явления и тенденции.

Для того чтобы понять сущность социологии, необходимо выде­лить собственную область социологического исследования, а также опре­делить те методы, которыми социология оперирует. Прежде всего, для этого следует провести строгое разграничение между объектом и предме­том социологии.

Под объектом исследования обычно понимают то, на что направ­лено познание. Это может быть определенная часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующая независимо от нашего знания о ней.

Таким образом, объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.

Объектами социологического познания могут являться:

• глобальное мировое сообщество;

• традиционное национальное общество;

• общность (социальная группа, семья и т.д.).

Следует подчеркнуть, что социология мало интересуется отдельно взятым индивидом, его поведением, мыслями, чувствами, а если интере­суется, то лишь типичными, повторяющимися у всех или очень многих. В связи с этим некоторые социологи предлагают именовать отдельно взя­того члена общества даже не индивидом, не личностью, а специальным социологическим термином, заимствованным из англоязычной социологии, актор - т.е. тот, кто совершает определенные акты, действия.

Предмет любого исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и явля­ется его частью. Определяя предмет исследования, мы абстрактно выде­ляем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения.

Предмет же социологии, поскольку он является результатом иссле­довательских действий, не может быть определен однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказы­вали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки тесно связан с исследовательской дея­тельностью ученых.

Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считан, что социология - это позитивная наука об обществе. Выдающийся фран­цузский социолог Э. Дюркгешг называл предметом социологии социальные факты. С точки зрения немецкого социолога М. Вебера социология - это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать.

Итак, предмет социологии - это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий. Социология интересуется не отдельными случаями, а родовыми процес­сами или типичными феноменами, существующими всегда и везде.

Говоря о науке нельзя не выделить основные функции, которые она выполняет. Так, социология выполняет многообразные познавательные и практические функции:

• мировоззренческую;

• информационно-диагностическую;

• прогностическую;

• функцию социального проектирования и социальной технологии;

• управленческую;

• методологическую.

2.   Методологические подходы к объяснению общества

В самой социологии существуют различные методологические на­правления и подходы к анализу и пониманию общества.

Так, можно выделить макросоциологический и микросоциологический подходы. Макросоциологический исходит из того, что личность можно понять путем анализа общества как целостного явления, а микросоцио­логический изучает целостность социальной жизни, изучая интеракцию (социальное взаимодействие индивидов).

Исследователи макросоциологнческого уровня придерживаются принципов двух основных теорий: функционализма и теории конфликтов.

Функционализм. Основные идеи были сформулированы Г. Спен­сером, а затем развиты Э. Дюркгеймом, Р. Мсртоном, Т. Парсонсом.

Теоретические основы функционализма заключаются в следующем:

•  Общество - это система частей, объединенных в единое целое.

•  Общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют такие внутренние механизмы контроля, как правоох­ранительные органы и суд.

•  Дисфункции существуют, но они преодолеваются сами по себе или укореняются в обществе.

•  Изменения обычно имеют постепенный, а не революционный характер.

•  Социальная интеграция формируется на основе согласия боль­шинства граждан следовать единой системе ценностей.

Теория конфликта сформировалась на основе произведений К. Маркса, М. Вебера и Р. Дарендорфа.

Основные положения теории конфликта по Р. Дарендорфу:

•  Главными отличительными чертами любого общества являются господство, конфликт и подавление.

•  Общественная структура основана на власти одних групп над другими.

•  У каждой из таких групп есть общие интересы, независимо от того, осознают их входящие в такие группы или нет; интересы членов разных групп различны и противоположны.

• Когда люди осознают свои общие интересы, они могут образо­вать общественный класс (например, лобби, политическая партия, профсоюзное движение).

•  Классовый конфликт обостряется, если: а) почти вся власть сосредо­точена в руках нескольких людей, а остальные почти полностью ли­шены ее; б) те, кто лишен власти, не имеют возможности ее получить; в) люди могут свободно организовывать политические группы.

Что же касается теорий микросоциологии, то здесь выделяют такие:

• Теория социального обмена Дж. Хоманса, который считал, что взаимодействие людей можно понять на основе принципа поощ­рения и наказания: люди склонны возобновлять такие модели по­ведения, за которые они в недавнем прошлом в той или иной форме были вознаграждены.

•  Теория справедливого обмена Дж. Адамса, Дж. Уолтера и др. Представители этой теории придают особое значение справедли­вому характеру вознаграждения.

•  Теория символического интеракционизма Дж. Мида и Г. Блумера. Сторонники этой теории считают, что люди не реагируют на воз­действия внешнего мира непосредственно, а наделяют воздейст­вующие на них стимулы определенным значением и реагируют в первую очередь на эти значения и символы, а не на сами стимулы внешнего мира. Символами, на которые реагируют люди, могут быть слова, предметы, дистанция между общающимися людьми, выражение лица и поступки.

• Теория этнометодологии Г. Гарфинкеля, обращавшего внимание на изучение принятых на веру правил и понятий, определяющих поведение людей в процессе их общения с другими людьми.

• Драматургическая теория Э. Гоффмана. В основе лежит идея о том, что все люди, как актеры, играют роли, которые они созна­тельно принимают на себя, чтобы произвести впечатление и воз­действовать на других.

3.    Специфика социологического знания и его структура

Отличие социологического видения мира состоит в том, что социо­логия изучает общество как системное целое. Известный американский социолог Энтони Гидденс писал, что главным объектом социологического анализа является целостность общества. Социология как наука об обществе интересуется крупномасштабными долговременными процессами соци­альной трансформации, являясь при этом активным участником в форми­ровании практической социальной политики.

Говоря о структуре социологического знания, следует отметить, что социология имеет весьма сложную структуру. Ее элементами являют­ся общая социологическая теория, специальные социологические теории или теории среднего уровня и конкретно-социологические исследования.

Общая социологическая теория изучает наиболее общие вопросы функционирования и развития общества, место в нем человеческой личности. Именно в рамках общей социологической теории происходит теоретическое осмысление и обобщение множества эмпирических фактов, накапливае­мых и осмысляемых в частных социологических теориях, систематизация их по тем или иным признакам, разработка социологического категори­ального аппарата, установление закономерностей и формулировка законов.

Специальные социологические теории (теории среднего уровня). Этот термин ввел в научный оборот знаменитый американский социолог Роберт Мертон. Каждая из «теорий среднего уровня» ставит и решает со­циологические вопросы применительно к определенному элементу структуры общества, отдельному, относительно самостоятельному обществен­ному явлению. К числу теорий среднего уровня относятся такие:

• Теории, изучающие законы развития и воспроизводства отдель­ных социальных общностей, например, социология города, села, этносоциология и др.

• Отраслевые социологические теории, раскрывающие закономер­ности и механизмы жизнедеятельности социальных общностей в отдельных сферах, иными словами, социологические концепции, которые разрабатываются на стыке наук. Например, социоло­гия   права,  социология   медицины,  экономическая  социология, социология менеджмента, социология досуга, социология быта, образования и т.п.

• Теории, анализирующие отдельные элементы социального механизма и устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни, например, социология религии, социология СМИ и т.п.

Конкретно-социологический анализ (эмпирическая социология). Этот структурный элемент включает в себя комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ данных с использованием методов, методик, техники социологического исследования, цель которых заключается в сборе и систематизации сведений о состоянии общественной жизни. Это достаточно самостоятельная научная дисциплина, у которой есть и другие названия. Соответствующая ей учебная дисциплина называ­ется «Методика и техника конкретных социологических исследований». Иногда эмпирическую социологию также называют социографией.

Следует отметить, что любое научное познание, в том числе и со­циологическое, выступает как единство двух взаимосвязанных уровней знания - теории и эмпирии, двух видов исследования - теоретических и эмпирических.

4.    Место социологии в системе наук об обществе

Социологическое мышление и социологическое видение проникает в контекст других наук об обществе (истории, философии, политологии, социальной антропологии, международных отношений).

Однако по мере развития и накопления знаний об обществе социо­логия постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковалась политология, правоведение, религиоведение, культуро­логия и ряд других наук.

Предлагаем Вам рассмотреть взаимосвязь социологии с другими науками на основе трех уровней социологического знания.

Общесоциологические теории тесно связаны с философией, так как социология позаимствовала часть ее понятийного аппарата и некоторые философские взгляды. Нельзя обойтись и без логики: любая фундамен­тальная теория не может существовать без правильно построенных суждений и доказательств. Социология и социальная антропология имеют общие корни, общее проблемное поле - социальные организации. Разница в том, что социология направлена в большей степени на изучение совре­менного общества, а социальная антропология - общества прошлого. Предметом изучения психологии является внутренний мир человека, так­же эта наука изучает человеческое общение и поведение в коллективах. Кроме того, социология рассматривает поведение, но только больших общностей, а не каждого индивида по отдельности. Социологию и исто­рию объединяет опора на факты, но есть существенные различия в том, как они интерпретируются и анализируются в этих науках. История рас­сматривает каждое событие с точки зрения его неповторимых, индивиду­альных характеристик, тогда как социология ищет повторяющиеся, регу­лярные, типичные социальные события.