...
Головна » Статусно-ролевые характеристики личности. Личность врача и личность пациента, их статусно-ролевые отношения.

Ключевые понятия: социальный статус, социальная роль, личность врача, личность пациента, внутриролевой конфликт личности.

Прежде всего, необходимо выяснить место, положение личности в системе социальных общностей. Положение личности раскрывается через понятие статуса. Статус личности - это положение, которое занимает человек в социальной структуре общества, характеризующиеся определенными правами и обязанностями (студент, врач, сын). Статус указывает на то, что люди могут и что не могут делать в обществе. Статус может быть низким, средним и высоким. Чем большее количество желательных культурно-обусловленных характерных особенностей есть у человека (прибыль, отношение к власти, образование и т.д.), тем, вероятнее всего, он будет иметь высокий статус в обществе.

Можно выделить два основных типа статусов:

  • Приписанный (или врожденный) статус, т.е соответствующее положение в обществе, приобретенное вследствие рождения. Приписанный статус включает в себя такие признаки, как пол, возраст, раса, красота, ум и т.п.
  • Достигнутый статус - это статус человека в социальной иерархии, который определяется характеристиками, над которыми человек властен и которые он может контролировать. Достигнутый ста­тус базируется на таких признаках, как образование, надежность и трудолюбие.

Положение, которое человек занимает в социальной структуре и есть общий статус, определяемый на основании объединения припи­санных и добытых характеристик.

Статусы могут быть и формализованными (например: руководитель предприятия, президент), а также неформализованными (лидер в трудо­вом коллективе, лидер общественного движения).

Понятие социальный статус достаточно тесно связано с понятием социальный престиж (фр. сл. prestige - обаяние). Престиж - это оценка обществом значимости занимаемых людьми тех или иных позиций (сегодня престижны банкиры, юристы и т.д.).

Вся совокупность статусов, которыми обладает человек, сущест­венно влияет на его личный статус, т.е. характер положения человека в первичных общностях. В личных статусах находят отражение и сугубо личностные характеристики, т. е. как особенности личности, так и соци­альный статус. От социального статуса будет зависеть восприятие его личностного статуса.

Статусная позиция личности также определяет и характер выпол­няемых социальных ролей. Социальная роль - это ожидаемое поведение человека в соответствии со своим статусом; это те функции личности, которые обусловлены социальным статусом.

В социологии различают два вида ролей:

  • инструментальные, которые основываются на формализованных статусах (роль студента, роль ученого);
  • экспрессивные, основанные на неформальных статусах (роль влюбленного, роль друга).

Каждый статус предполагает ряд ролей (например, студент: ходит в анатомический зал, посещает занятия, сдает экзамены, занимается спортом). Американский социолог Р. Мертон ввел понятие «ролевой набор». Сово­купность социальных ролей, которые вытекают из данного статуса, назы­вают ролевым набором. Поэтому социальные роли - это динамическая характеристика социального статуса, это статус в «движении».

Столкновение ролей в рамках одного или нескольких социальных статусов называют ролевым конфликтом. Ролевый конфликт означает ситуацию, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетво­рения требований двух или более несовместимых ролей (например, си­туация, когда папа-военный посылает на войну своего сына).

Как разрешить ролевой конфликт? Есть несколько традиционных вариантов:

  • разделение ролей;
  • оптимизация ролей;
  • рационализация ролей.

2) Ролевые теории Р. Линтон, Т. Парсонса, Я. Морено

Для социолога основным моментом при изучении личности является анализ ее поведения, ее поступки в конкретной ситуации. Однако поведение имеет не только ситуативный характер. Сами ситуации, нередко повторяясь, становятся стереотипными и в таких стереотипных ситуациях человек ведет себя в соответствии с какими-то образцами по аналогии с поведением других людей в подобной ситуации (т.е. он играет роль).

Социальная роль определяется как сумма нормативных ожиданий, связанных с социальным статусом. Человек с самого рождения учится играть многочисленные роли, существование которых обусловлено требо­ваниями социума в конкретной социальной общности, человек, по мнению авторов ролевой теории выполняет роли, навязанные ему извне (социаль­ной структурой, системой ожиданий, институциональными нормами). Усваивая социальные нормы, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самокон­троль, но так как в реальной жизни человек включен во многие виды дея­тельности и должен выполнять разные роли, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить цело­стность своего «я». Личность - это тот механизм, который является функ­циональным органом, который позволяет интегрировать свое «Я» и соб­ственную жизнедеятельность, осуществляя нравственную оценку своих действий, находить свое место в отдельной социальной группе и жизни в целом, отказываясь от одного в пользу другого. Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адапта­ции к определенной ситуации.

Американский социолог Т. Парсонс определил, что любая роль может быть описана при помощи пяти основных характеристик:

  1. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия (роль милиционера, врача, преподавателя) - это роли мелкого масштаба. Другие роли имеют несколько аспектов взаи­модействия, например, роль матери.
  2. Эмоциональность. Степень эмоциональной включенности в роль. Например, роль актера предполагает высокий уровень эмоцио­нальности, а роль милиционера - низкий уровень эмоциональности.
  3. Способ получения. Один человек предпринял какие-то усилия, чтобы достигнуть определенной роли (например, роль преподавателя высшего учебного заведения); роль другого человека обусловлена пред­писанным статусом (например, роль ребенка, юноши).
  4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодей­ствия с людьми в соответствии с установленными правилами. Деканат обязан выдать Вам зачетную книгу на определенный срок и потребовать вернуть её после окончания вуза. Если вы ее не вернете, заплатите штраф, - это формальные или предписанные отношения. А если работник деканата - ваш(а) сосед(ка), он(а) не возьмет с вас штрафа, - это неформальные от­ношения или выходящие за рамки предписанных.
  5. Мотивация. Наличие интереса, который толкает человека к ка­чественному исполнению своей роли.

3) Статусно-ролевые отношения личности врача и личности пациента

То, что касается статусно-ролевых отношений, которые возникают в медицине, то здесь необходимо исходить из нескольких моментов:

  1. болезнь рассматривается в социологии как определенный статус;
  2. больной человек выполняет «роль больного», которая содержит такие компоненты: во-первых, больной получает право освобождаться от трудовых обязанностей; во-вторых, в свою очередь, больной должен вы­полнять определенные обязательства (обратиться к врачу, пройти необхо­димые лечебные процедуры и т. п.). Исходя из этого, можно моделировать роли больного и врача.

Модель I (автор Т. Парсонс). Врач выступает в активной роли, а пациент в пассивной. Больной должен мотивировать свое состояние, искать компетентную помощь, доверять врачу. Врач должен действовать таким образом: действовать для блага пациента, руководствоваться пра­вилами профессионального поведения, быть объективным.

Модель II (авторы X. Шатс, Д. Холленгер). В зависимости от типа заболевания существует 3 типа взаимоотношений, а именно:

  1. тип - «активность» (врач) - «пассивность» (пациент). Такой тип реализуется, когда больной не может контролировать свое собственное поведение (шок, кома и т. д.).
  2. тип - «руководство» и «кооперация». При большинстве острых заболеваний врач даёт указания, а больной их выполняет.
  3. тип - «партнерство». Врач выступает как руководство, а сам па­циент проходит лечение (при хронических заболеваниях).

Модель III (автор С. Блюм). В этой модели взаимоотношения врача и пациента рассматриваются как взаимодействие двух элементов: врача и пациента, тогда складываются два вида отношений: человеческое взаимодействие и объективное применение медицины. Конкретизация этого взаимодействия осуществляется благодаря последовательному включению в схему референтной группы врача (стандарты профессио­нального поведения) и референтной группы пациента (семья). Эти группы входят, в свою очередь, в состав более широких субкультурных референт­ных групп, которые содержат факторы национальности, религии, расы.