...
Головна » Статті » Организация санитарно-гигиенических и противэпидемических мер-ий в ЧС

Изучение истории различных стихийных бедствий, катастроф и войн, проходивших как в далеком прошлом, так ивнастоящий пери­од. показывает, что в чрезвычайных ситуациях час то ночи и кают эпи­демии или резко повышается уровень инфекционной заболеваемос­ти среди пострадавшего населения.

В период или после происшедших стихийных бедствий и катастроф происходит резкое ухудшение социальных условий жизни и быта, появляется большое число механических травм, ожогов и ранений, при которых значительно снижаются показатели естественной рези­стентности организма, возникают стрессовые состояния и другие явления.

Население лишается жилищного фонда, электроэнергии, питьевой воды, нарушается канализация, работа банно-прачечных учреждений, ухудшается организация питания.

Значительное ухудшение санитарно-гигиенической обстановки существенно обостряет эпидемическую ситуацию по ряду инфекций.

Создавшееся положение приводит к тому, что потенциальные ис­точники инфекции оказываются неизолированными и в течение дли­тельного времени имеют многочисленные кон такты с окружающи­ми их лицами.

Крайне сложные эпидемические ситуации возникают при нахож­дении в коллективах не выявленных случаев латентных форм дизен­терии, брюшного тифа, дифтерии и некоторых форм опасных инфек­ционных высококонтагиозных болезней.

В таких ситуациях требуется проведение комплекса санитарно-ги­гиенических и противоэпидемических мероприятий.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПИДЕМИЧЕСКИХ ОЧАГОВ.

ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В РАЙОНАХ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ И КАТАСТРОФ.

Для санитарно-эпидемиологической службы, как и для здравоох­ранения, чрезвычайная ситуация - это резкие, часто непредвиден­ные изменения и обычной обстановке, возникшие в результате ката­строфы и ее последствий, характеризующиеся многочисленными че­ловеческими жертвами, массовыми заболеваниями и поражениями людей, резким ухудшением санитарно-гигиенической обстановки и крайне сложной эпидемической ситуацией. В данной ситуации по­раженное население нуждается в экстренной медико-санитарной помощи, требуются экстренные изменения организации и обычного ритма работы органов управления, лечебно-профилактических и са­нитарно-эпидемиологических учреждений территориального здра­воохранения и санитарно-эпидемиологической службы, привлече­ние дополнительных медицинских сил и средств других ведомств соседних административных территорий.

Основные принципы организации экстренных санитарно-гигие­нических и противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях основаны на общих принципах охраны здоровья, оказа­ния медицинской помощи населению в районах бедствия, предуп­реждения возникновения и распространения инфекционных заболе­вший. что отражает медико-социальные особенности санитарно-эпи- демического обеспечения пострадавшего населения и резким изме­нением условий их жизнедеятельности.

Возможности возникновения эпидемических очагов в районах стихийных бедствий и катастроф зависят от многих причин. Как из­вестно из опыта ликвидации последствий землетрясения в Армянс­кой Республике (1988 г.), аварии на Чернобыльской АЭС (1986 г.) и других катастроф, такими основными факторами могут быть:

-  разрушение коммунальных объектов (системы водоснабжения, канализации, отопления и др.);

-  резкое ухудшение санитарно-гигиенического состояния террито­рии за счет разрушения химических, нефтеперерабатывающих и дру­гих промышленных предприятий, наличия трупов людей и живот­ных, гниющих продуктов животного и растительного происхожде­ния;

-  массовое размножение грызунов, появление эпизоотии среди них и активизация природных очагов;

-  интенсивные миграции организованных и неорганизованных контингентов людей;

-  изменение восприимчивости людей к инфекциям;

-  нарушение результативности работы сети санитарно-эпидемио­логических и лечебно-профилактических учреждений ранее распо­лагавшихся в зоне катастрофы;

-  необходимость оказания помощи местным учреждениям и про­ведение мероприятий среди населения.

В этих сложных условиях воздействия экстремальных факторов при чрезвычайных ситуациях особое значение приобретает умело орга­низованное управление противоэпидемической работой. Оно долж­но соответствовать общепринятой системе управления в Службе МК в чрезвычайных ситуациях, учитывать общие принципы организа­ции противоэпидемической работы, особенности различных ката­строф и многофакторность влияния их на эпидемические послед­ствия.

В естественных условиях даже при регистрации крупных эпиде­мических вспышек» не наблюдается таких черт в характеристике эпи­демического процесса, которые характерны для чрезвычайных ситу­аций.

Повышению уровня инфекционной заболеваемости в обычных условиях, как правило, предшествует регистрация или единичных или даже множественных случаев той или иной инфекции и лишь, когда в эпидпроцесс вовлекается какой-то массовый фактор передачи (мо­локо, вода, мухи) или накапливается достаточное количество боль­ных и увеличиваются возможности передачи возбудителей, напри­мер, через воздух, тогда возникает эпидемический взрыв заболева­ний. Но и в таком случае, число больных в одном городе не превы­шает, даже в случае регистрации гриппа, 1/3 всех жителей.

 

В эпидемическом очаге в зоне стихийных бедствий и технологи­ческих катастроф, первоначально трудно установить источник инфек­ции при наличии общего фактора передачи, т. е. первое звено эпиде­мического процесса выпадает, источники заражения не выявляются, а появляются только пути передачи. Происходит взрыв инфекцион­ных заболеваний и только после этого эпидемического взрыва сле­дует так называемый, хвост эпидемии, который в дальнейшем будет обусловливать заражение общавшихся с больными в местах скопле­ния населения, в семье, на работе, на путях эвакуации пострадавше­го населения и других местах.

Эпидемический процесс проявляется инфекционной заболе­ваемостью. При этом формируются эпидемические очаги. Ин­тенсивность распространения заболеваний, особенности их распре­деления по территории, среди различных групп населения и но вре­мени определяются взаимодействием биологического, социального и природного факторов эпидемического процесса.

В районах же стихийных бедствий и друг их чрезвычайных ситуа­цийэпидемическим очагомследует считать территорию, на которой н определенных границах времени и пространства произошло зара­жение людей возбудителями заразных болезней и приняло массовый характер распространение инфекционных заболеваний.

Эти границы определяются  характеристикой четырех факторов эпидемического очага:

1 Наличием инфекционных больных среди пострадавшего насе­лении и возможностью распространения ими возбудителей.

2  Пораженные, нуждающиеся в госпитализации, оцениваемые с точки зрения риска заражения.

3 Здоровое население, контактировавшее с инфекционными боль­ными, нуждающееся в обсервации и наблюдении, оцениваемое с

точки зрения риска заражения.

Внешняя среда, опасная для заражения людей.

При разнообразной инфекционной патологии для определения сроков активности эпидемического очага максимальный инкубаци­онный период распространившейся инфекционной болезни оказы­вается недостаточным. При заболевании людей со сниженным им­мунитетом второй пик распространения инфекции после первого может возникнуть через 2 3 инкубационных периода за счет переда­чи возбудителя лицами, у которых инфекция протекала в бессимптомной  форме. Поэтому при определении временных границ эпиде­мического очага необходимо учитывать и наличие носителей.

Следует подчеркнуть, что в районе бедствия не вся зараженная территория имеет одинаковое эпидемиологическое значение.Существующее определение «очага» фактически отождествляет два понятия - «зараженная территория» и «эпидемический очаг».

Зараженная территория вне населенных пунктов нечистотами, ка­нализационными и другими источниками загрязнения в районах ка­тастроф не имеет большою эпидемиологического значения, так как не представляет непосредственной опасности для населения. Для изоляции зараженной территории на срок самообеззараживания бу­дет достаточно установления ограничительных и предупредитель­ных знаков и отдельных постои охраны на путях передвижения лю­дей в случае формирования на этой территории природного очага. Эта территория не может считаться очагомэпидемическим, по­скольку в нем не происходи  бурною развития эпидемического про­цесса.

Население и пораженные, находящиеся на загрязненной террито­рии населенных пунктов и на объектах народного хозяйства, попав­ших в зону катастрофы, среди которых имеются инфекционные боль­ные, подвержены большему риску заражения, а следовательно, воз­никновению массовых инфекционных заболеваний людей и в отли­чие от зараженной территорииследует считать эпидемическим оча­гом..В данных сложных условиях будет происходить бурное развитие эпидемического процесса в результате массового инфицирования и заболевания людей. Резкое ухудшение санитарно-гигиенической и эпидемической обстановки существенно обостряет эпидемическую ситуацию по ряду инфекций в районах стихийных бедствий и друг их чрезвычайных ситуациях, т. к. создавшееся положение приводит к тому, что потенциальные источники инфекции оказываются неизо­лированными и в течение длительного времени имеют многочис­ленные контакты с окружающими их лицами и средой.

Данное знание об эпидемическом очаге и принципах установле­ния его границ позволяет заблаговременно определить реальные границы очага и возможной зоны карантина в районах бедствия. Следует определить и подготовить места выставления постов охра­ны и контрольно-пропускных пунктов, а также определить учрежде­ния и должностных лиц, ответственных за осуществление режим­ных и административно-хозяйственных мероприятий.

 

Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в чрезвычайных ситуациях организуются и проводятся в целях со­хранения здоровья населения, поддержания его трудоспособности, обеспечения санитарно-эпидемического благополучия, предупреж­дения возникновения и распространения инфекционных заболева­ний.

Это может быть достигнуто:

-проведением санитарного надзора за условиями производствен­ной деятельности на сохранившихся объектах народного хозяйства, выполнением норм и правил размещения, питания, водоснабжения, банно-прачечного обслуживания населения, оставшегося в зоне ка­тастроф, санитарным контролем за захоронением погибших и умер­ших, организацией гигиенической экспертизы продовольствия и питьевой воды;

комплексом мероприятий по предупреждению заноса, возник­новенияи распространения инфекционных заболеваний среди  пострадавшего населения, локализации и ликвидации возникших эпи­демических очагов.

Основными принципами организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий являются:

единый подход к организации санитарно-гигиенических и  противоэпидемических мероприятий среди пострадавшего населения;

соответствие содержания и объема мероприятий медицинской и санитарно-эпидемической обстановке, характеру производственной деятельности пострадавшего населения;

участие всех звеньев санитарно-эпидемиологической службы при организации экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях, а также всех служб МЧС (химической, инженерной, продо­вольственной и др.) в проведении соответствующих мероприятий;

-постоянное взаимодействие служб здравоохранения с медицин­ской службой Министерства обороны, другими ведомствами страны но организации мероприятий среди населения.

К числу факторов, способных оказать влияние на возникновение и распространение инфекционных болезней в экстремальных ситуа­циях, относятся:

-  массовость поражений неинфекционной природы;

-  преобладание комбинированных поражений;

-  психический стресс;

-  дезорганизация социальных структур;

-   интенсивные миграционные процессы, огромные потоки лиц, вынужденных иногда покидать зону поражения стихийных бедствий и катастроф;

-  полное или частичное разрушение материально- технической базы здравоохранения;

-   нарушение деятельности территориальных медицинских служб лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и санитарно-эпиде­миологических станций (СЭС), центров (ЦГСЭН) и др.;

-  нарушение экологической системы.

В условиях чрезвычайных ситуаций система мер борьбы и профи­лактики должна базироваться на данных эпидемиологической экс­пертизы территории населенных пунктов и прилежащих зон, прове­денной в предшествующие годы.

При стихийных бедствиях и технологических катастрофах возни­кает сложная санитарная обстановка, требующая квалифицирован­ного выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий и управления ими. Чтобы они были эффективными, необходимо:

1.  Заблаговременно моделировать санитарную ситуацию, опреде­лить факторы риска ухудшения здоровья населения и спасателей, пла­нировать и осуществлять приоритетные оздоровительные меропри­ятия.

2.   Впервые часы после катастрофы должна проводиться углуб­ленная санитарная разведка с участием врачей-гигиенистов, токси­кологов, радиолота, эпидемиологов, а также представителей служб материально-бытового обеспечения, имеющих опыт или подготовку к работе в экстремальных условиях.

3.    Целесообразно разработать и регламентировать соот­ветствующие официальные документы, систему управления санитар­но-гигиеническими мероприятиями. Документ должен определять основные направления деятельности санитарно-эпидемиологичес­кой службы, здравоохранения, служб материально-бытового обеспечения, порядок взаимодействий и связи и др.

Организация и проведение санитарно-гигиенических и противо­эпидемических мероприятий, направленных на сохранение здоро­вья и трудоспособности населения, являются обязанностью всех ру­ководителей предприятий и учреждений. Объем и содержание этих мероприятий определяются в зависимости от создавшихся условий, санитарно-гигиенического состояния населения и районов их рас­положения. За проведением санитарно-гигиенических мероприятий и их эффективностью устанавливается санитарный надзор силами и средствамисанитарно-эпидемиологических учреждений здравоох­ранения и других ведомств.

Организация санитарного надзора и противоэпидемической защиты населения в экстремальных условиях включает 4 этапа.

Первый этап - своевременное выявление, изоляция и госпипитализация инфекционных больных, организация медицинской сортировки инфекционных больных на этапах эвакуации по степени опасности для окружающих и организация их лечения. Дезинфекционные  мероприятия в эпидемических очагах.

Второй этап - развертывание санитарно-эпидемиологических уч­реждений и формирований, санитарно-бактериологических лабора­торий; выделение групп санитарно-эпидемиологической разведки и наблюдения.

Третий этап - контроль над размещением пострадавшего населения и прибывающих коллективов в район катастрофы; проведение экст­ренной и специфической профилактики, фагирования и др.

Четвертый этап - контроль над обеззараживанием водоисточников; контроль над снабжением населения доброкачественной питьевой во­дой, продуктами питания; организация дезинфекции мест скопления мусора; проведение дератизации; контроль над сбором и захоронени­ем трупов погибших людей.

Санитарный надзор в чрезвычайных ситуациях включает:

-  медицинский контроль за уровнем здоровья населения, условия­ми его размещения, организацией питания, водоснабжения, выпол­нение населением требований личной и общественной гигиены;

-   контроль за банно-прачечным обслуживанием пострадавшего

населения;

-  гигиеническую экспертизу и контроль за качеством исследований продовольствия и воды, проводимых лабораториями ветеринарной, продовольственной, химической и инженерной службами;

-  контроль за выполнением санитарно-гигиенических требований при очистке территории районов стихийных бедствий, катастроф и погребение погибших;

Основными данными для оценки санитарно-гигиенического со­стояния населения и районов его размещения являются:

1.Структура и уровень заболеваемости среди населения.

2.  Результаты санитарно-эпидемиологической, радиационной, хи­мической и биологической разведок.

3.  Материалы санитарного надзора за материально-бытовым обес­печением населения (размещение, питание и др.).

Санитарно-гигиеническое состояние населения оценивается в рай­онах катастроф какудовлетворительное,если санитарно-эпидеми- ческое состояние населения и района его размещения благополуч­ное. Состояние материально-бытового обеспечения и условия для соблюдения правил личной и общественной гигиены не оказывают неблагоприятного влияния на здоровье и трудоспособность населе­ния.

Территория района катастрофы не заражена радиоактивными и от­равляющими веществами и биологическими средствами, не загряз­нена ядовитыми продуктами разрушенных промышленных объектов, нечистотами, отбросами и не требует проведения дополнительных санитарно-гигиенических мероприятий по сохранению здоровья и трудоспособности населения.

Санитарно-гигиеническое состояние оценивается какнеудовлет­ворительноепри следующих условиях.

Санитарно-эпидемическое состояние населения и района его раз­мещения неустойчивое, неблагополучное или чрезвычайное.

Недостатки имеются в материально-бытовом обеспечении и об­щественной гигиене, которые неблагоприятно влияют на здоровье населения и снижают его трудоспособность, что требует проведения дополнительных санитарно-гигиенических мероприятий. Произошло заражение или загрязнение территории района размещения насе­ления радиоактивными и химическими веществами, биологически­ми средствами, ядовитыми продуктами разрушенных промышлен­ных объектов, нечистотами и отбросами, что создает угрозу сниже­ния трудоспособности и требует проведения комплекса мероприя­тий по предупреждению поражений и заболеваний инфекционной и неинфекционной патологии среди населения.

ВОЗМОЖНЫЕ САНИТАРНЫЕ ПОТЕРИ В ЭПИДЕМИЧЕСКИХ ОЧАГАХ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, МЕТОДИКА ОЦЕНКИ.

Исходя из характеристики эпидемического очага в зонах стихий­ных бедствий и катастроф, санитарные потери среди населения в очаге инфекционных заболеваний будут возникать как от непосред­ственного попадания в организм микробов через воздушно-капель­ный путь передачи, так и в результате заражения возбудителями че­рез воду и продукты питания.

Размер санитарных потерь будет зависеть от своевременности и полноты проведения комплекса санитарно-гигиенических и проти­воэпидемических мероприятий.

Под санитарными потерями в эпидемическом очаге понимается число заболевших людей вследствие распространения инфекции на этапе развития эпидемического процесса.

При оперативных расчетах потери населения в районах стихий­ных бедствий и катастроф можно определить по следующей форму­ле:

Сп = К • И • (1 - Н) • (1 - Р) • Е,где:

Сп- санитарные потери населения, чел.;К- численность зара­женного и контактировавшего населения, чел.;И- контагиозный индекс; Н - коэффициент неспецифической защиты; Р - коэффициент специфической защиты (коэффициент иммунности); Е - коэффици­ент экстренной профилактики (антибиотикопрофилактики).

Величина «К» определяется в зависимости от установления ин­фекционной нозоформы эпидемического очага. Принимается, что при высококонтагиозных инфекциях 50% населения, оказавшегося в зоне катастрофы, подвергается заражению. При контагиозных и ма-локон- тагиозных инфекциях заражение людей может составить 10 - 20% от общей численности населения.

На величину возможных санитарных потерь при контагиозных инфекциях в очаге влияет в первую очередь восприимчивость насе­ления к микроорганизмам и контагиозный индекс инфекции.

Контагиозный индекс«И»- это численное выражение возможно­сти заболевания при первичном инфицировании каким-либо опре­деленным возбудителем. Этот индекс показывает степень вероятно­сти заболевания человека после инфицирования (контакта с боль­шим). Контагиозный индекс инфекций составляет для бубонной чумы, дифтерии, менингококковой инфекции, бруцеллеза - 0,2; для сибирс­кой язвы, брюшного тифа, вирусного гепатита «А» - 0,4; для туляре­мии, Ку-лихорадки, клещевого энцефалита, сыпного тифа - 0,5; для сапа, мелиоидоза, пситтакоза, холеры - 0,6; для геморрагических ли­хорадок - 0,7; для кори - 0,75; для легочной чумы - 0,8. Контагиозный индекс при других контактных инфекциях приблизительно составит 0,5 - 0,6.

Коэффициент неспецифической защиты «Н» зависит ог своевре­менности проведения санитарно-гигиенических и противоэпидеми­ческих мероприятий, защищенности питьевой воды и продуктов пи­тания от заражения возбудителями, разобщения населения на мелкие группы при воздушно-капельных инфекциях, наличия индивидуаль­ных средств защиты от насекомых и др. Он может составить при от­личной санитарно-противоэпидемической подготовке, населения - 0,9, при хорошей - 0,7, удовлетворительной - 0,5, при неудовлетво­рительной - 0,2. Если и население попало в зону катастрофы биологи­чески опасного объекта, то в любом случае коэффициент «И» будет равен 0,1.

Коэффициент специфической защиты «Р» учитывает эффектив­ность различных вакцин, рекомендуемых в настоящее время для спе­цифической профи ник гики инфекционных заболеваний. Если насе­ление иммунизировано против данной инфекции, то коэффициент иммунности составит-, при дифтерии, кори 0,65; при Ку-лихорадке, туляремии, сыпном тифе, вирусном гепатите «А», менингококковой инфекции, скарлатине - 0,55; при легочной чуме, холере, сибирской язве, брюшном тифе - 0,5,при бруцеллезе, геморрагических лихорад­ках - 0,75; при сапе, мелиоидозе, пситтакозе, клещевом энцефалите, бубонной чуме - 0,8. Если же тип эпидемической вспышки не уста­новлен и не проводилась иммунизация населения, то коэффициент иммунности с некоторым приближением можно считать равным 0,5. Коэффициент экстренной профилактики «Е» соответствует защите антибиотиками от данного возбудителя болезни. Значение этого коэффициента при холере - 0,2; при бубонной чуме, геморрагических лихорадках - 0,3; при брюшном тифе, вирусном гепатите «А» - 0,4; легочной чуме, туляремии, Ку-лихорадке, менингококовой инфекции, дифтерии, сибирской язве - 0,5; сыпном тифе, клещевом энцефалите - 0,6; при бруцеллезе, мелиоидозе, скарлатине - 0,75; при пситтакозе, сапе - 0,9. Если же экстренная профилактика не проводилась, коэф­фициент равен 1,0.

Например, по указанной формуле можно провести расчет сани­тарных потерь по холере в административном регионе, в котором проживает примерно 1800000 человек. Предположим, что 15% на­селения может контактировать с больными холерой и вибрионоси- телями, что составит 270000 человек от всего населения. Контагиоз­ный индекс составляет 0,6. При неудовлетворительном санитарном состоянии населенных пунктов, отсутствии канализации и плохом водоснабжении питьевой водой, низком уровне санитарно-эпиде­миологической подготовки населения коэффициент «И» составит 0,2. Так как специфическая вакцинация не проводилась (Р = 0,5), но про­водилась антибиотикопрофилактика (Е = 0,2), санитарные потери в регионе могут составить согласно расчету по формуле:

Сп = 270000*0,6* (1 • 0,2) • (1 * 0,5) *0,2 = 12960 чел.

На основании полученных данных и выводов разрабатывается про­гноз развития эпидемической ситуации и мероприятия по санитар­но-гигиеническому и противоэпидемическому обеспечению постра­давшего населения.

ОЦЕНКА САНИТАРНО-ЭПИДЕМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ В

ЗОНАХ КАТАСТРОФ.

Впервые часы после катастрофы должна проводиться углублен­ная медицинская разведка с участием специалистов, подготовлен­ных к работе в экстремальных условиях: врачей-гигиенистов, токси­кологов, радиологов, эпидемиологов. Эпидемиологическое обследо­вание территории и объектов проводится с целью выяснения при­чин и условий возникновения инфекционных заболеваний с после­дующим обоснованием мероприятий по локализации и ликвидации эпидемического очага. Эпидемиологическое наблюдение представ­ляет собой систематическое получение сведений о состоянии здоро­вья населения района ЧС.

В начале развития экстремальной ситуации в условиях быстро из­меняющейся эпидемиологической обстановки важное значение при­обретает своевременное проведение санитарно-эпидемиологической разведки, т. е. быстрое получение сведений об источниках инфекции и путях ее передачи.

По результатам такой разведки и определяется санитарно-эпиде­миологическое состояние района ЧС.

Санитарно-эпидемическое состояние населения оценивается с учетом:

-  наличия, уровня и характера инфекционной заболеваемости,

-  санитарно-гигиенического состояния населения, районов их раз­мещения и производственной деятельности,

-  наличия, характера и активности на территории природных оча­гов инфекции.

Санитарно-эпидемическое состояние населения может быть бла­гополучное, неустойчивое, неблагополучное и чрезвычайное.

Санитарно-эпидемическое состояние района ЧС оценивается:

благополучнымесли отсутствуют или имеются единичные слу­чаи инфекционных заболеваний среди населения при удов­летворительном санитарном состоянии района ЧС; эпизоотическая обстановка не представляет опасности для населения;

 

неустойчивымпри возникновении отдельных, не встречавших­ся ранее инфекционных заболеваний или незначительном повыше­нии уровня спорадической заболеваемости; появления групповых заболеваний без тенденции к дальнейшему распространению при удовлетворительном санитарно-гигиеническом состоянии района ЧС; отсутствие заболеваемости, но при наличии условий для заноса ин­фекций при удовлетворительном санитарном состоянии населенных пунктов; при угрозе заноса зоонозных инфекций при наличии эпи­зоотических очагов;

неблагополучным -при появлении среди населения групповых ин­фекционных заболеваний, если имеются условия для их дальнейше­го распространения; возникновение единичных случаев заболеваний опасными инфекциями;

чрезвычайным -при нарастании числа инфекционных больных среди населения в короткий срок; появления повторных или группо­вых заболеваний высококонтагиозными опасными инфекциями.

Противоэпидемические мероприятия среди населения орга­низуются и проводятся с учетом результатов оценки санитарно-эпи- демического состояния населения.

Наглядными являются итоговые данные, собранные в ходе земле­трясения в Армении. На территории, подвергшейся землетрясению в Армении в 1988 году, потеряно более половины жилого фонда, в Ленинакане - 80%, Спитак разрушен полностью. Без крова осталось более 500 тыс. человек. Большой размах приобрела миграция насе­ления. На 12 декабря предстояло эвакуировать около 60 тыс. постра­давших.

Для проведения спасательных и других работ в зону бедствия прибыло более 50 тыс. человек. Работу затрудняли завалы на доро­гах, разрушения узлов связи, коммунальных сооружений. Погибло около 24 тыс голов крупного рогатого скота, более 45 тыс. овец, свы­ше 8 тыс. свиней и сотни тысяч домашней птицы. При оценке обста­новки учитывалось, что зона разрушений находится на территории действующих природных очагов чумы и туляремии. Кроме этого, к 4 - 5 дню после землетрясения резко увеличилось загрязнение Лени- накана и других населенных пунктов пищевыми отбросами и быто­вым мусором. Серьезной проблемой явилось извлечение из завалов и захоронение трупов погибших.                                                               

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСТРЕННОЙ ПРОФИЛАКТИКИ В ЭПИДЕМИЧЕСКИХ ОЧАГАХ.

Экстренная профилактика- это комплекс медицинских мероп­риятий, направленных на быстрое предупреждение инфекционных заболеваний среди населения при подозрении на заражение и при естественном течении эпидемического процесса.

Ввиду возможного получения пострадавшим населением большой дозы возбудителя в формирующемся эпидемическом очаге первона­чально необходимо срочно купировать развитие болезни или облег­чить ее клиническое течение с помощью антибиотиков и других пре­паратов с широким спектром действия, а затем иммунотерапии. После установления вида возбудителя (по эпидпоказаниям) проводится спе­цифическая профилактика, которая способствует снижению величи­ны санитарных потерь.

Важным является определение контингентов для применения средств экстренной профилактики и препаратов для активной имму­низации,так как невосприимчивость к инфекции при введении этих препаратов (вакцин и антитоксинов) наступает через несколько не­дель и заболевание возникает раньше, чем успевает развиться имму­нитет. Средства экстренной антибиотико-профилактики, наоборот, предупреждая или задерживая развитие болезни у зараженных лиц, не обеспечивают длительной невосприимчивости.

Одновременное применение средств активной иммунизации и экстренной профилактики допустимо, за исключением тех случаев, когда предварительно проводилась иммуноглобулино-профилактика, либо в качестве прививочных препаратов используются живые вак­цины, а из средств экстренной профилактики - антибиотики.

В основе мероприятий по экстренной профилактике лежит исполь­зование антибиотиков и других лекарственных препаратов, облада­ющих этиотропым действием.

Для надежной защиты населения экстренная профилактика долж­на проводиться немедленно при появлении среди пострадавших кон­тингентов инфекционных заболеваний, имеющих тенденцию к распространению.

Экстренная профилактика в эпидемических очагах подразделяет­ся на общую и специальную.

Общая экстренная профилактика проводится до установления вида возбудителя, вызвавшего инфекционную патологию.

Специальная экстренная профилактика осуществляется после оп­ределения вида микроорганизма, его чувствительности к антибио­тикам и подтверждения клинического диагноза у инфекционных боль­ных.

В качестве средств общей экстренной профилактики используют­ся антибиотики широкого спектра действия, активные в отношении всех (или большинства) возбудителей инфекционных заболеваний. Продолжительность общей экстренной профилактики зависит от сро­ков, необходимых для выделения, идентификации, а также определе­ния чувствительности возбудителя к антибиотикам, и составляет в среднем 2 дня.

Для проведения общей экстренной профилактики в эпидемичес­ком очаге может быть использован один из антибиотиков широкого спектра действия: доксициклин, рифампицин, тетрациклин и медпрепарат сульфатен. Основной препарат - доксициклин. Другие пре­параты являются резервными средствами.

СХЕМЫ ОБЩЕЙ ЭКСТРЕННОЙ ПРОФИЛАКТИКИ (ПРИ НЕИЗВЕСТНОМ ВОЗБУДИТЕЛЕ).

Номер вари­анта

Препарат

Способ применения

Разовая доза,г

Кратность применения в сутки

Средняя доза на курс профилактики, г

Средняя продолжи­тельность курса про­филактики, сут.

1

Доксициклин

Внутрь

0,2

1

1,0

5

2

Рифампицин

»

0,6

1

3,0

5

3

Тетрациклин

»

0,5

3

7,5

5

4

Сульфатон

»

1,4 (4 таб­летки)

2

14,0 (40 таб­леток)

5

 

Эффективность мероприятий экстренной профилактики в значи-

 

 

тельной мере зависит от четкости их выполнения и полноты охвата ими контактного населения. В связи с этим каждая бригада должна иметь поквартирные списки жителей закрепленного за ними микро­района с указанием в них основных паспортных данных наблюдае­мых людей, включая место работы. В списках указывается название применяемого для профилактики препарата, доза и дата его приема.

С момента идентификации возбудителя опасного инфекционного заболевания и определения его чувствительности к антимикробным препаратам общая экстренная профилактика прекращается и начина­ется специальная профилактика.

Специальная экстренная профилактика предусматривает несколько вариантов схем, основанных на применении различных антибио­тиков.

Для специальной экстренной профилактики применяют наряду с препаратами широкого спектра действия антибиотики или анти­микробные препараты узкого спектра действия, оказывающие этиот- ропное действие на возбудителя, выделенного от инфекционных боль­ных в эпидемическом очаге. Продолжительность специальной экст­ренной профилактики, как и лечения, определяется особенностями патогенеза заболевания, сроком его инкубационного периода, начи­ная со дня контакта с заразным больным.

При переходе от общей экстренной профилактики к специальной необходимо соблюдать преемственность в сроках назначения и дозах препаратов. При этом возможны следующие варианты:

-   средства экстренной профилактики эффективны в отношении большинства микроорганизмов, а выделенные микробы-возбудите- ли чувствительны к используемому в общей экстренной профилак­тике препарату; при специальной экстренной профилактике учиты­ваются антибиотики, используемые в ходе общей экстренной про­филактики;

-   выделенные микроорганизмы-возбудители устойчивы к анти­биотику, применяемому как средство общей экстренной профилак­тики, данный препарат отменяют; при проведении специальной экстренной профилактики используют один из препаратов, эффек­тивный в отношении выделенного возбудителя. Антибиотики, при­нятые в ходе общей экстренной профилактики, не учитывают.

-   Схема экстренной профилактики (при известном возбуди теле)специальной

Заболевание

Препарат

Газовая доза, г

Кратность применения в сутки

Средняя суточная доза, г

Средняя доза на курс, г

Средняя про­должитель­ность курса, сут.

Чума

Доксициклин

0,2

1

0,2

1,4

7

 

Рифампицин

0,3

2

0,6

4,2

7

 

Сульфатон

1,4

2

2,8

19,6

7

 

Тетрациклин

0,5

3

1,5

10,5

7

 

Ампициллин

1,0

3

3,0

21,0

7

 

Хиноксидин

0,25

3

0,75

5,25

7

Холера

Доксициклин

0,2

1

0,2

0,8

4

 

Тетрациклин

0,5

2

1,0

4,0

4

 

Рифампицин

0,3

2

0,6

2,4

4

 

Сульфатон

0,7

2

1,4

5,6

4

 

Левомицетин

0,5

2

1,0

4,0

4

Сибирская

Доксициклин

0,2

1

ОД

1,0

5

язва

Рифампицин

0,3

-)

0,6

3,0

5

 

Тетрациклин

0,5

3

1,5

7,5

5

 

Ампициллин

1,0

3

3,0

15,0

5

 

Феноксиме- тилпеницил-

1,0

3

3,0

15,0

5

Грипп

Ремантадин

100 мг

1-е сутки 3 раза

2-е сутки 2 раза

300 мг 200 мг

500 мг

2

 

 

Примечание. Препараты расположены по стспсни убывания ак­тивности. Хиноксидин назначают и случае выделения антибиотико-резистентных штаммов.

Все препараты принимают внутрь.

В случае слабо или умеренно выраженного побочного действия используемых антибиотиков или химиопрепаратов профилактику

продолжают на фоне применения антигистаминных (димедрол, дип- разин, пипольфен и др.), противовоспалительных (хлористый каль­ций) и других средств. При возникновении резко выраженных по­бочных реакций используемые антимикробные препараты заменя­ют другими, также обладающими высоким антибактериальным эф­фектом в отношении возбудителей данного заболевания.

Перспективным для экстренной профилактики является примене­ние индукторов интерферона, действие которых проявляется уже че­рез 40-55 минут после их введения в организм в очень малых дозах, а также ферментов против вирусов-нуклеаз.

Экстренная профилактика опасных инфекционных заболеваний при стихийных бедствиях и техногенных катастрофах проводится по решению комиссии МЧС региона.

Ответственность за ее проведение возлагается на руководителей учреждений, заведений и предприятий, а методическое руководство и контроль за ее проведением осуществляют органы здравоохране­ния.

Экстренную профилактику проводят в первую очередь в форми­рованиях спасателей, в учреждениях и на предприятиях, находящих­ся в очаге и продолжающих работу, а также в детских коллективах.

Для создания прочного и длительного специфического иммуните­та в условиях возникновения эпидемического очага, а также для обес­печения быстрой иммунологической перестройки у людей, подверг­шихся заражению, необходимо комплексное проведение специфичес­кой и экстренной профилактики.

В зависимости от используемых видов вакцин сочетанное приме­нение экстренной и специфической профилактики должно осуществ­ляться в такой последовательности:

- при использовании убитых, химических вакцин и живых вакцин из антибиотикоустойчивых штаммов специфическая профилактика осуществляется одновременно с началом курса экстренной профи­лактики;

-  при использовании живых вакцин специфическая вакцинация проводится в основном через 2 дня после окончания курса экстрен­ной профилактики.

Сочетание антибиотиков с живыми вакцинами может привести к торможению иммуногенеза за счет разрушения вакцинных микро­бов антибиотиками. В этих случаях прививки по эпидемическим показаниям проводятся после завершения курса экстренной профи­лактики.

При проведении экстренной массовой иммунизации, прежде всего, должны быть определены контингенты населения, подлежащие иммунизации. В зависимости от конкретной эпидемической обста­новки это могут быть:

-   только дети;

-  только взрослые;

-   только личный состав аварийно-спасательных формирований;

-  все перечисленные контингенты в зараженном и прилегающих районах.

Выбор вакцины определяется способом ее введения (пероральный, подкожный, накожный), а также масштабами вакцинации и наличи­ем сил и средств для ее проведения.

В ряде случаев требуется одновременное массовое проведение прививок населению против нескольких заболеваний при угрозе раз- пития эпидемической вспышки, поэтому в чрезвычайных условиях весьма важным является правильное применение ассоциированных вакцин с использованием наиболее простых и удобных способов введения их в организм.

РЕЖИМНО-ОГРАНИЧИ ГЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РАЙОНАХ КАТАСТРОФ.

В целях предупреждения заноса инфекционных заболеваний и их распространения при возникновении эпидемических очагов осуще­ствляется комплекс режимных, изоляционно-ограничительных и медицинских мероприятий, которые в зависимости от эпидемиоло­гических особенностей инфекции и эпидемической обстановки под­разделяются на обсервацию и карантин.

 

Организация и проведение при обсервации и карантине изоляцинно-ограничительных и режимных мероприятий возлагаются на ответственных руководителей административных территорий и ЧПК.

 

Санитарно-эпидемиологическая служба организует и проводит противоэпидемические мероприятия, осуществляет контроль и ме­тодическое руководство при проведении изоляционно-ограничитель­ных и режимных мероприятий другими службами и ведомствами.

Карантин- это комплекс режимных, административно-хозяй­ственных, лечебно-профилактических, санитарных, противоэпиде­мических мероприятий, направленных на локализацию и ликвида­цию эпидемического очага и на полную изоляцию инфекционных больших.

Карантин вводится при появлении в очагах катастроф среди по­раженного населения больных особо опасными инфекциями, груп­повых заболеваний контагиозных инфекций с их нарастанием в ко­роткий срок.

При установлении неконтагиозных инфекций карантин среди на­селения заменяется обсервацией, которая осуществляется в течение максимального срока инкубационного периода для данного заболе­вания, исчисляемого после изоляции последнего больного и прове­дения заключительной дезинфекции и санитарной обработки. При установлении единичных случаев заболеваний чумой, лихорадками Лacca, Эбола, Марбурга и некоторых других контагиозных заболева­ниях, а также массовых заболеваний сибирской язвой, желтой лихо­радкой, сапом, мелиоидозом, сыпным тифом, пситтакозом карантин сохраняется.

Обсервацияэто комплекс изоляционно-ограничительных, про­тивоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий, на­правленных на локализацию эпидемического очага и ликвидацию инфекционных заболеваний в нем.

Обсервация вводится в районах катастроф с неблагополучным или чрезвычайным санитарно-эпидемическим состоянием и появлении единичных случаев контагиозных инфекций.

Изоляционно-ограничительные мероприятия запрещают выезд без предварительного проведения экстренной профилактики, ограничи­вают въезд и транзитный проезд через район обсервации. Между населенными пунктами и группами населения ограничивается кон­такт, а населением выполняются установленные правила поведения и эпидемическом очаге.

Противоэпидемические и лечебно-профилактические мероприя­тия при обсервации предусматривают:

-  проведение опроса и осмотра поряженных и пострадавшего на­селения в целях активного выявления инфекционных больных;

-  изоляцию, оказание медицинской помощи, лечение выявленных больных с последующей их госпитализацией в инфекционные боль­ницы, расположенные за пределами зоны катастрофы;

-  экстренную и специфическую профилактику по эпидемическим показаниям лицам, подвергшимся риску заражения, среди пострадав­шего населения, спасателей и обслуживающего персонала;

-  противоэпидемический режим работы этапов медицинской эва­куации медицинских учреждений здравоохранения;

-  осуществление целенаправленного санитарного надзора за эпи­демиологически значимыми объектами, определяемыми по результатам эпидемиологического обследования;

-  проведение текущей и заключительной дезинфекции, а по пока­яниям - и санитарной обработки.

11ри установлении карантина проводимые при обсервации мероп­риятия усиливают дополнительными режимными, которые включа­ют:

-  оцепление очага или вооруженная его охрана;

-  запрещение выезда без разрешения из района карантина и стро­гое 01раничение въезда в него;

-  организацию специальной комендантской службы для обеспечения в районе карантина установленного порядка и режима в организации питания, охраны водоисточников и др.;

-  снабжение объектов народного хозяйства, продолжающих работу в районе катастроф, и населения через перегрузочные и переда- точные пункты, развертываемые на границах с зонами карантина.

Введение карантина сопровождается одновременным введением режима обсервации на всех сопредельных с зоной карантина адми­нистративных территориях.

При наложении карантина на крупные административные и про­мышленные центры в границы карантина включаются как террито­рия самого города, так и непосредственно прилегающие к нему насе­ленные пункты, связанные с ним местным транспортом, общей сис­темой снабжения и торговли, а также производственной дея­тельностью. В условиях проведения эвакуации и рассредоточения из очагов заражения границы карантина расширяются с включением на­селенных пунктов, где размещается эвакуированное население.

Административная территория, на которой находится сам каран­тинизированный очаг заражения, и населенные пункты, карантини- зированные в связи с расселением в них населенияизочага зараже­ния, объявляются зоной карантина.

Зараженная территория вне населенных пунктов представляет определенную опасность для людей и животных, оказавшихся на ней. В связи с этим на зараженной территории необходимо установление ограничительных и предупредительных знаков, постов, а также эпи- зоотологичсского и эпидемиологического наблюдения на срок само­обеззараживания ее.

Цель оцепления (вооруженной охраны) карантинизированной тер­ритории - обеспечить ее изоляцию и исключить вынос инфекции за ее пределы. Она осуществляется силами и средствами службы охра­ны общественного порядка совместно с воинскими подразделения­ми МВД с участием населения. По периметру очага заражения на основных путях движения людей и транспорта выставляются посты охраны. Осуществляются круглосуточное патрулирование между по­стами охраны, строгий контроль за передвижением населения меж­ду отдельными карантинизированными населенными пунктами, ус­танавливаются ограничительные знаки, указатели, выставляются посты на проселочных дорогах, тропинках и т.п.

Для контроля за осуществлением противоэпидемического режима при выезде и въезде населения, вывозе и ввозе груза развертывают­ся специальные формирования - контрольно-пропускные пункты (КПП), включающие в свой состав санитарно-контрольные пункты (СКП).

КПП как многоотраслевое формирование создается на базе адми­нистративного аппарата городских и областных отделов различных служб. СКП развертываются в составе КПП силами и средствами органов здравоохранения. Kill1 развертываются в населенных пунк­тах на магистральных путях сообщения -шоссейных, железнодорож­ных, водных - в районе их пересечения с границей карантинной зоны, а также в аэропортах, а при необходимости - внутри карантинной зоны на выходах из очагов заражения.

Основной задачей КПП является контроль за выполнением про­пускного режима, установленного в соответствии с противоэпиде­мическими требованиями. Из зоны карантина разрешается вывозить любые грузы при наличии документов об их обеззараживании и безвредности. Выезд, выход людей из зоны карантина разрешается в случаях необходимости при наличии у них документа о прохожде­нии обсервации.

Ввоз грузов в зону карантина (до мест разгрузки) осуществляется беспрепятственно при строгом выполнении установленных правил карантина лицами, сопровождающими грузы, и транспортными бри­гадами.

В зону карантина беспрепятственно допускаются отдельные спе­циалисты и медицинские формирования, направляемые для прове­дения мероприятий по ликвидации инфекционных очагов, а также лица, постоянно проживающие на территории зоны карантина, но выехавшие из нее до установления карантина.

Вывоз грузов из карантинной зоны осуществляется после их обез­зараживания. Документы об обеззараживании грузов и их безвред­ности выдаются ведомствами - отправителями грузов.

Выезд лиц, временно оказавшихся в карантинной зоне (отпускни­ки, командировочные и др.), разрешается после обсервации. Для этих целей создаются обсерваторы на базе гостиниц, общежитии, домов отдыха и т.п. Медицинское наблюдение в обсерваторах осуществляется в течение срока, равного максимальному инкубационному пе­риоду инфекционного заболевания, по поводу которого введен ка­рантин. Наблюдение проводи ! специально выделенный медицинс­кий состав за счет территориальных и ведомственных учреждений здравоохранения. Перед помещением в обсерватор обсервируемые проходят медицинский осмотр, в обсерватор помещаются только здо­ровые люди. Питание обсервируемых организуется службой торгов­ли и общественного питания исполкома, а охрана и соблюдение ре­жима обеспечиваются службой охраны общественною порядка. По окончании обсервации обсервируемые организованно доставляются в аэропорт или на железнодорожную станцию для отправки по мес­ту жительства.

При появлении случаев инфекционных заболеваний среди обсер­вируемых срок их обсервации соответственно удлиняется.

Въезжающие в карантинную зону лица должны иметь подтверж­дающие документы о проведенной вакцинации, а также средства эк­стренной профилактики и индивидуальные средства защиты.

С введением карантина предприятия бытового обслуживания - мастерские, ателье, парикмахерские и другие - временно закрывают­ся. Магазины, торговые базы, склады с пищевыми продуктами и дру­гие торговые точки закрываются на период проведения дезин­фекционных мероприятий. Режим работы этих предприятий в пос­ледующем определяется в зависимости от вида выделенного возбу­дителя и сложившейся эпидемической обстановки.

Предприятия общественного питания переводятся на обслужива­ние главным образом рабочих и служащих работающих смен, форми­рований, обсерваторов, стационаров и т.п.

Городской транспорт карантинизированных городов переводится преимущественно на обслуживание работающих смен предприятий, не прекращающих работу в условиях карантина. Движение рейсовых автобусов между отдельными карантинизированными населенными пунктами, как правило, прекращается.

Режим работы предприятий связи устанавливается в соответствии со складывающейся эпидемической обстановкой.

В карантинизированные города и населенные пункты все виды почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки, переводы, пе­риодическая печать и др.) принимаются и доставляются без ограни­чений.

Прием от карантинизированного населения почтовых отправлений, кроме телеграмм до установления вид возбудителя, как прави­ло, исключается.

В комплексе противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний ведущее место занимает дезинфекция местно­сти, транспорта, производственных и жилых помещений, воды, про­довольствия и фуража, а также предметов ухода за больными и их выделений.

В первую очередь проводится обеззараживание в местах обнару­жения возбудителей инфекционных заболеваний, в лечебных учреж­дениях, основных проезжих магистралей, транспорта, объектов на­родного хозяйства, продолжающих работу в очаге.

Обеззараживание транспортных средств осуществляется па стан­циях обеззараживания транспорта, развертываемых на базе моечных отделений гаражей, парков, депо; одежды, обуви и мягкого инвента­ря на станциях обеззараживания одежды, развертываемых на базе прачечных, химчисток.

Санитарная обработка населения, рабочих и служащих, не прекра­щающих работы в период бедствия, осуществляется в стационарных пни временных обмывочных пунктах, развертываемых на базе са­ни гарных пропускников, бань, душевых установок.

Зараженные пищевые продукты должны быть своевременно вы­явлены и утилизированы в непищевых целях или обеззаражены. Обеззараживание пищевых продуктов проводится в зависимости от вида продукта. Наиболее эффективный способ - кипячение и авто- к лавирование.

Обеззараживание индивидуальных запасов питьевой воды осуществляется путем кипячения (45 мин при споровой форме возбудителя и 10 мин при вегетативной). Можно добавить одну чайную ложку 3% перекиси водорода или 10 капель пергидроля на 1 л воды, или 1 таблетку гидроперита на 5 л воды, а затем кипятить 5 мин. При до­бавлении таблетки пантоцида, аквасепта на 1 л воды соблюдают эк­спозицию 30 мин.

Большие количества воды дезинфицируются из расчета 50 мг хлор-содержащего вещества на 1 л в течение 24 ч и 100 мг вещества на 1 л при экспозиции в течение 1 ч. Шахтные колодцы обеззараживаются путем добавления 80 г хлорной извести на 1 л воды при экспозиции 3 ч. При этом учитывается активность хлорной извести.

Дезинфекцию в эпидемических очагах проводят специальные бри­гады, состоящие из дезинструктора, дезинфектора и двоих доброволь­цев. При больших масштабах работ по обеззараживанию следует изыс­кивать подручные средства, которые содержат смесь различных бак­терицидных соединений и не требуют перевозок. Такими средства­ми являются отходы различных местных предприятий.

Обсервация и карантин отменяются по истечении срока максимального инкубационного периода данного инфекционного заболе­вания с момента изоляции последнего больного, проведения заклю­чительной дезинфекции и санитарной обработки обслуживающего персонала и населения.

ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЙ РЕЖИМ РАБОТЫ ЭТАПОВ

МЕДИЦИНСКОЙ ЭВАКУАЦИИ В РАЙОНАХ КАТАСТРОФ.

11ротивоэшздемический режим работы этапов медицинской эва­куации осуществляется в целях недопущения распространения ин­фекционных заболеваний среди пораженных, больных, пострадав­шего населения и обслуживающего персонала данного этапа, пре­дупреждение заноса инфекции на последующие этапы и населенные пункты.

Это достигается:

-  медицинской сортировкой пораженных и больных в целях выяв­ления среди них инфекционных больных и их немедленной изоля­ции:

-  проведением экстренной профилактики пораженным, больным, пострадавшему населению и персоналу этапов, проведением сани­тарной обработки и дезинфекции одежды и других предметов:

-   дезинфекцией транспорта и носилок после доставки инфекци­онных больных или подозрительных;

-   соблюдением требований противоэпидемического режима, ус­тановленных для изоляторов и стационаров, а также при эвакуации с этапов инфекционных больных и выписке лиц, возвращающихся в места проживания;

- организацией мероприятий но предупреждению госпитальной инфекции;

поддержанием порядки па территории размещения этапов медицинской эвакуации, ее очистки и дезинфекции.

Раннее выявление больных высококонтагиозными заболеваниями (чумой, холерой, сибирской язвой и др.), своевременное установле­ниедиагноза, немедленная изоляция заболевших, правильная орга­низация и проведение противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий очень важны для локализации и ликвидации очага заражения. Успех решения перечисленных задач будет зависеть от степени подготовленности медицинских кадров. Поэтому медицинские работники формирований СМК должны иметь хорошую подготовкупо диагностике опасных инфекций и уметь работать в условиях соответствующего противоэпидемического режима, пользоваться  средствами индивидуальной защиты, правильно и оператив­ки проводить противоэпидемические и лечебно-профилактические мероприятия в очаге заражения и на путях эвакуации.

В условиях эвакуации населения при возникновении эпических вспышек  необходимо четко определить характер противоэпидемических  мероприятий.

Основными общими задачами и требованиями противоэпидеми-  кого обеспечения в указанных условиях являются следующие:

расширение границ зоны карантина до границ административ­нойтерритории;

обеспечение максимального снижения эпидемической опасности эвакуируемого зараженного населения;

обеспечение строгого противоэпидемического режима, выявле­ние и изоляция инфекционных больных на путях эвакуации, в насе- ленных пунктах, куда будет эвакуировано зараженное население из •эпидемического очага;

обеспечение надежной защиты от заражения местных жителей в населенных пунктах, где будут размещаться эвакуированные из очага поражения;

превращение каждою населенною пункта, в котором размещает- • н зараженное население, в карантинизированный очаг поражения.

ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ И+ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЬНЫМ В ОЧАГАХ КАТАСТРОФ.

Оказание медицинской помощи пострадавшим в зоне катастроф не должно отражаться на своевременности и качестве неотложной медицинской помощи непораженному населению (не получивших травмы, ожоги и др. повреждения). В число непораженных следует имеет, прежде всего, больных с инфекционной патологией.

Входе ликвидации медицинских последствий катастроф выделяются дне основных фазы фаза спасения и фаза восстановления, т.е. лечения иреабилитации. фазу спасения, которая в зависимости от характера и масштабов бедствия составляет от 2 часов до 5 суток, все силы и средства здравоохранения направляются на оказание нео­тложной медицинской помощи пораженному населению. Больные же терапевтического в том числе инфекционного профиля первоначально не являются первоочередными. Запоздалое их выявление может сказываться на тактике медицинской помощи.

Всилу того, что инфекционные больные требуют раздельной эва­куации и госпитализации, они длительное время, из-за отсутствия средств' эвакуации, вынужденно задерживаются в очаге бедствия без осмотра квалифицированным инфекционистом.

В экстремальных ситуациях у лиц с латентными формами инфек­ции с нарушенным психическим состоянием могут возникать через несколько часов тяжёлые формы инфекционных заболеваний. Диаг­ностирование этих случаев представляет определённые трудности. К числу потенциальных инфекционных болезней в районах катаст­роф могут быть отнесены холера, дизентерия, вирусный гастроэнте­рит, брюшной тиф, туляремия и другие заболевания.

Среди детей опасными инфекциями могут быть менингококковая инфекция, скарлатина, дифтерия, корь, оспа коклюш, вирусная пнев­мония и кишечные инфекции. У детей в районах катастроф значи­тельно снижаются показатели естественной резистентности организ­ма и возникают различные стрессовые состояния, что сказывается на клинике течения инфекционной болезни.

 

Клиническая картина острых инфекционных болезней может сопровождаться рядом синдромов, представляющих непосредственную угрозу для жизни больного. От своевременного распознавания опас­ных для жизни состояний и оперативно проведенного комплексно-го патогенетически обоснованного лечения, нередко зависит исход заболевания

При поступлении инфекционных больных на первый этап оказа­ния помощи, кроме необходимого контроля за частотой дыхания, пульса, определения артериального давления, диуреза, общей потери жидкости, температуры тела следует; в первую очередь, обращать внимание на синдромы, требующие неотложной терапии, прежде всего, на тяжелые формы течения инфекционного процесса.

Тяжелые формы инфекционных болезней имеют ряд существенных особенностейопределяемых прежде всего спецификой инфекционной  патологии, и всегда сочетаются с соблюдением противоэпиде­мическою режима для предупреждения развития ассоциированной инфекции или внутрибольничного заражения.

При различных инфекционных болезнях существующие патологические механизмы могут угрожать жизни больного относительно оди­наково, проявляющиеся» токсикоинфекционном, анафилактическом      гиповолемическом шоках, острой недостаточности печени и почек отекеи набухании головного мозга, острой недостаточности дыха­нии. И  все же при общности патологических механизмов для каждой инфекционной болезни патогенетическая терапия при тяжелых фор­мах заболеваний всегда строго индивидуализирована. Существует табличный  метод прогноза инфекционного заболевания, из которого следует, что при наличии 4 из 10 ниже перечисленных признаков считается неблагоприятным и больной с данной инфекцией находится в крайне тяжелом состоянии, относится к первой сортировочной группе

Для организации и оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим  с инфекционной патологией при экстремальных ситуациях,па основании решения территориально органов здравоох­ранения на базе областных, городских инфекционных больниц, ин­фекционных отделений многопрофильных больниц создается инфекционная  бригада экстренной специализированной медицинской помощи (инфекционная БЭСМП).

Основные показатели табличного метода прогноза инфекционного заболевания

 

 

 

 

 

Наименование признака

1 Возраст

2 Сознание

3 Острая сердечно-сосудистая недостаточность

4 Острая дыхательная недостаточность

5 Острая печеночная недостаточность

6Острая почечная недостаточность

7Поражение центральной нервной системы

8Геморрагический синдром

9Менингиальный синдром

10 Токсико-инфенционный шок

Характеристика признака

До I года или свыше 50 лет

 Нарушено, отсутствует

Артериальное давление 80/40 мм рт.ст., и ниже, цианоз кожи и видимых слизистых, акропианоз Одышка, дыхание прерывистое

запах, печень увеличена или или уменьшена

Олигурия, анурия

Двоение в глазах, снижение остроты зрения, головная боль, рвота, психомоторное возбужде­ние или депрессия, судороги

 Имеется

 Имеется

Имеется

 

 

 

 В состав инфекционной БЭСМП входят: страшый врач (инфекционист, анестезиолог-реаниматолог) 1, врач- педиатр-1медицинские сестры 3 и водитель-санитар

Ее основными задачами являются:

~ участием организации и проведении медицинской сортировки пострадавших и больных, поступающих в приемное отделение боль­ницы;

организация и оказание 'экстренной квалифицированной и спе­циализированной медицинской помощи инфекционным больным с применением современных методов диагностики и лечения, эффек­тивных и доступных для использования в условиях массовых эпиде­мий;

-  оказание консультативно-методической помощи другим лечеб­ным отделениям больницы.

В объем медицинской помощи инфекционной ЮС МП включает­ся:

-   введение лечебных сывороток, гамма-глобулинов, иммунных препаратов;

32

-   антибактериальная терапия антибиотиками направленного дей­ствияхимиопрепаратам и;

-  дезинтоксикационная терапия;

-  введение десенсибилизирующих препаратов;

-  симптоматическое лечение.

При комбинированных поражениях очередность лечебных мероп­риятий определяется степенью выраженности ведущего синдрома.

По мере установления диагноза инфекционного заболевания в очагах катастроф больных из временных инфекционных стациона­ров необходимо переводить в соответствующий территориальный стационар. Значение диагностики инфекционных заболеваний состо­ит в том, что ранний и точный диагноз является основой для прове­дения медицинской сортировки, рациональной и эффективной тера­пии, а также в большинстве случаев позволит предсказать дальней­шее течение иисходзаболевания. Кроме того,винфекционной па­тологиидиагноз,своевременная иправильно проведенная сортиров­каслужит исходным моментом в проведении своевременных и направленныхпротивоэпидемическихипрофилактических мероп­риятий.

Организация обслуживания инфекционных больных в районах катастроф первоначально проводится по принципу лечения больных « на месте» или возможно ближекместу возможно ближе к месту возникновения заболеваний, т.е. вблизи очага.

Однако в современных условиях при невозможности организации лечения инфекционных больных до окончательного исхода непосредственно в районах катастроф, в системе лечебно эвакуационного обеспечения населения возможно рассредоточе­ние инфекционных больных в глубину эвакуационных направле­ний с организацией лечения на втором этапе медицинской эвакуации.

Исходя из этого, осуществление оказания медицинской помощи инфекционным больным требует не только хорошей подготовки медицинского персонала, но и быстро ориентироваться в значительной массе больных и в ряде случаев по внешним признакам и опросу при проведении медицинской сортировки отнести больного к той или иной группе.

Грамотно проведенная сортировка является ключом к своевременному оказанию медицинской помощи и обеспечению быстрой эвакуации по назначению инфекционных больных