...
Головна » Статті » Ортопедия

Министерство здравоохранения Украины

Харьковский национальный медицинский университет

 

 

 

Кафедра

 

Ортопедической       стоматологии

 

Факультет

 

Стоматологический

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ   РАЗРАБОТКИ

 

для студентов к проведению практического занятия с

 

 

дисциплины

 

Ортопедическая    стоматология

 

студентами

 

4    курса

 

VII  семестра

 

стоматологического факультету

 

 

 

 

 

 

 

Утверждено

на заседании кафедры

Ортопедической стоматологии_

«____» ________________ 20___ г.

протокол № ______

И.о. заведующего кафедры

доцент И.В. Янишен  __________

 

 

 

 

 

 

Харьков 2016

  Тема 24. Обследование полости рта пациентов с полным отсутствием зубов. Получение анатомических оттисков с беззубой верхней и нижней челюстей для изготовления индивидуальных ложек.

Актуальность темы. Возникновение болезни обусловлено воздействием на организм вредных факторов внешней среды. Каждая болезнь проявляется определенным единичным признаком или патологическим со и прогноза заболевания. Этот признак именуют симптомом. Специфическая совокупность симптомов, объединённых общим патогенезом и характеризующих определённое патологическое состояние организма, называют синдромом. Выявление отдельных симптомов заболеваний или их совокупности, определение течения болезни у данного больного, его физического и психического состояния степени, характера морфологических и функциональных нарушений возможны лишь при правильном, тщательном клиническом обследовании. Обследование больных должно быть всесторонним. Для выявления этиологии и патогенеза заболевания необходимо, прежде всего, собирать анамнез с учётом возраста больного и других индивидуальных особенностей.

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. С целью проведения качественного ортопедического лечения первостепенной задачей врача является правильная постановка диагноза. Одной из основных составляющих элементов правильной постановки диагноза является качественно проведенное обследование больного. Результаты проведенного обследования вносятся врачом ортопедом-стоматологом в амбулаторную историю болезни стоматологического больного (форма043/0, утвержденная МОЗ Украины 27.12.1999 № 302).

Обследование больного имеет своей целью не только установление характера и степени анатомических изменений, но и выяснение состояния функции органа. Поскольку функциональные и морфологические изменения взаимосвязаны и составляют существо болезни, лечение, проводимое после обследования должно быть направленно как на нормализацию функции, так и на устранение анатомических нарушений.

 

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ

 

Конкретные цели

Цели начального уровня знаний

1.Знать алгоритм обследования больного в клинике ортопедической  стоматологии.

 

1.Уметь провести клиническое обследование больного, поставить диагноз, выбрать конструкцию.

 

2. Знать последовательность этапов обследования  больных  в  клинике ортопедической стоматологии.

 

 

2. Уметь провести первый этап обследования больного: опрос и записать полученные  данные в амбулаторную карту  стоматологического больного

 (форма №043/0).

3. Знать строение верхней и нижней челюсти.

 

3.Уметь определить взаимоотношения верхней и нижней челюсти.

4. Знать строение слизистой оболочки полости рта.

4. Уметь  клинически определить наличие подслизистого слоя в различных участках слизистой оболочки полости рта.

5. Уметь правильно формулировать диагноз и заполнять амбулаторную историю болезни.

 5.Знать структуру диагноза и виды медицинской документации, которая используется в клинике ортопедической стоматологии

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ ВОЗМОЖНО ВЫПОЛНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • анатомо-функциональное изменение в челюстно-лицевой области при полной потере зубов;
  • клинические и лабораторные методы исследования при полной потере зубов;
  • формулирование диагноза у больных с полным отсутствием зубов.

 

УИРС:

  • изменение соотношений альвеолярных отростков верхней и нижней челюсти после удаления зубов - (схематическая зарисовка);
  • типы беззубых челюстей (по Шредеру и по Келлеру, схематическая зарисовка, конспект);
  • схема буферных зон по Гаврилову;
  • классификация слизистой оболочки беззубых челюстей (Суппле, Люнд).

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:

-   обследование больного;

  • определить характер строения альвеолярного отростка, пальпация глубины полости рта, внутренней косой линии;
  • определить податливость слизистой;
  • классификация беззубых челюстей (Шредер, Келлер), определить тип беззубой челюсти у курируемого больного на диагностических моделях;
  • классификация слизистой оболочки беззубых челюстей (Суппле, Люнд);
  • определить класс слизистой оболочки у курируемого больного;
  • определить топографию подвижной и неподвижной слизистой, линия А (у исследуемого больного);
  • формулировка диагноза у больных с полным отсутствием зубов;
  • заполнение амбулаторной истории болезни.

 

 

 

УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ

Основная

  1. Ортопедическая стоматология / Н. Г. Аболмасов [и др.]. Смоленск, 2007. 576 с.
  2. Воронов, А. П. Ортопедическая стоматология : учеб. / А. П. Воронов, В. Н. Копейкин. М. : Медицина, 1998. 478 с.
  3. Воронов А.П. Ортопедическое лечение больных с полным отсутствием зубов /А.П.Воронов, И.Ю. Лебеденко, И.А.Воронов. - М.:МЕДпресс-информ -2006. - 320 с
  4. Гаврилов, Е. И. Ортопедическая стоматология : учеб. / Е. И. Гаврилов, А. С. Щербаков. М., 1984. 544 с.
  5. Калинина, Н. В. Протезирование при полной потере зубов. // Н. В. Калинина, В. А. Загорский. М. : Медицина, 1990. -224 с.
  6. Копейкин, В. Н. Руководство по ортопедической стоматологии / В. Н. Копейкин. М. : Медицина, 1993. 511 с.
  7. Полонейчик, Н. М. Лабораторная техника изготовления протезов при полном отсутствии зубов / Н. М. Полонейчик. Минск, 2000. 66 с.
  8. Современные аспекты изготовления полных съемных протезов : учеб.-метод.пособие / С. А. Наумович [и др.]. Минск : БГМУ, 2012. 215 с.
  9.  
  1. Нападов, М. А. Протезирование больных с полным отсутствием зубов / М. А. Нападов, А. Л. Сапожников. Киев : Здоровье, 1972. 58 с.
  2. Руководство по ортопедической стоматологии. Протезирование при полном отсутствии зубов / под ред. И. Ю. Лебеденко, Э. С. Каливраджияна, Т. И. Ибрагимова. М. : Медицинское информационное агентство, 2005. 195 с.

 

 

 

Методическая разработка  составлена: ______________________________

Методическая разработка пересмотрена и утверждена на заседании кафедры:

__ортопедической стоматологии_____________________________________

С дополнениями (изменениями) _____________________________________

 

 

И.о. заведующего  кафедры доц. И.В.Янишен

 

Тема 25. Получение анатомических оттисков с беззубой верхней и нижней челюстей для изготовления индивидуальных ложек.

Актуальность темы. Для получения анатомических оттисков применяют специальные металлические или пластмассовые ложки для верхней и для нижней челюсти. Ложка состоит из тела и ручки. В теле верхней ложки различают ложе для отпечатка зубов или альвеолярных отростков, ложе для отпечатка небного свода и наружный борт. Нижняя ложка отличается от верхней тем, что вместо ложа для отпечатка небного свода она имеет вырезку для языка, ограниченную внутренним бортом. Борта ложки служат для удерживания оттискной массы, а ручка способствует правильной фиксации ложки в полости рта. Оттискные ложки бывают различной формы и размеров. Если для оттиска применяются эластические массы, то ложка должна быть перфорированной.

 

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. При получении анатомического оттиска, прежде всего, подбирают соответствующую ложку. Правильный выбор ложки имеет большое значение для получения хорошего оттиска.

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ

Конкретные цели

Цели начального уровня знаний

1.Знать определение понятий: «оттиск», «анатомический «оттиск», «функциональный оттиск».

 

1.Знать основные этапы получения анатомических оттисков.

 

2.Знать принципы классификаций оттисков. Классификации Е.И.Гаврилова, А.И.Бетельмана.

Современные классификации оттисков отечественных и зарубежных авторов.

 

2.Знать требования, предъявляемые к оттискам.

 

 

3.Уметь составить  таблицы  типоразмеров верхних и стандартных нижних ложек.

 

 

 

3. Знать методики подбора оттискной ложки (стандартной и индивидуальной): в зависимости от используемой оттискной массы; в зависимости от клинической ситуации и анатомических особенностей строения челюстей.

 

4.Уметь подбирать или подготовить стандартную оттискную ложку для получения оттиска с протезного ложа.

4.Знать методики подбора оттискной ложки (стандартной и индивидуальной):

  • в зависимости от используемой оттискной массы.
  •  

5.Понимать, что от правильного получения оттиска зависит качество изготовленного протеза.

 

5.Знать типоразмеров верхних и стандартных нижних ложек.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ ВОЗМОЖНО ВЫПОЛНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Определение понятий: «оттиск», «анатомический оттиск», «функциональный оттиск».
  2. Принципы классификаций оттисков. Классификации Е.И.Гаврилова, А.И.Бетельмана. Современные классификации оттисков отечественных и зарубежных авторов.
  3. Требования, предъявляемые к оттискам.
  4. Основные этапы получения анатомических оттисков.
  5. Методики подбора оттискной ложки (стандартной и индивидуальной):
  • в зависимости от используемой оттискной массы;
  • в зависимости от клинической ситуации и анатомических особенностей строения челюстей.

6.      Конспект классификации анатомических оттисков.

7.      Конспект  классификаций оттискных материалов (по И.М.Оксману и Н.А.Гаврилову).

8.      Составить  таблицы  типоразмеров верхних и стандартных нижних ложек.

 

 УИРС:

  • методика получения оттиска с беззубой верхней челюсти (введение лож­ки, оформление краев оттиска, выведение ложки, оценка);
  • методика получения анатомического оттиска с беззубой нижней челюсти, отливка оттисков и получение диагностической модели.

 

 

УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ

Основная

  1. Ортопедическая стоматология / Н. Г. Аболмасов [и др.]. Смоленск, 2007. 576 с.
  2. Воронов, А. П. Ортопедическая стоматология : учеб. / А. П. Воронов, В. Н. Копейкин. М. : Медицина, 1998. 478 с.
  3. Воронов А.П. Ортопедическое лечение больных с полным отсутствием зубов /А.П.Воронов, И.Ю. Лебеденко, И.А.Воронов. - М.:МЕДпресс-информ -2006. - 320 с
  4. Гаврилов, Е. И. Ортопедическая стоматология : учеб. / Е. И. Гаврилов, А. С. Щербаков. М., 1984. 544 с.
  5. Калинина, Н. В. Протезирование при полной потере зубов. // Н. В. Калинина, В. А. Загорский. М. : Медицина, 1990. -224 с.
  6. Копейкин, В. Н. Руководство по ортопедической стоматологии / В. Н. Копейкин. М. : Медицина, 1993. 511 с.
  7. Полонейчик, Н. М. Лабораторная техника изготовления протезов при полном отсутствии зубов / Н. М. Полонейчик. Минск, 2000. 66 с.
  8. Современные аспекты изготовления полных съемных протезов : учеб.-метод.пособие / С. А. Наумович [и др.]. Минск : БГМУ, 2012. 215 с.
  9.  
  1. Нападов, М. А. Протезирование больных с полным отсутствием зубов / М. А. Нападов, А. Л. Сапожников. Киев : Здоровье, 1972. 58 с.
  2. Руководство по ортопедической стоматологии. Протезирование при полном отсутствии зубов / под ред. И. Ю. Лебеденко, Э. С. Каливраджияна, Т. И. Ибрагимова. М. : Медицинское информационное агентство, 2005. 195 с.

 

 

Методическая разработка составлена: ______________________________

Методическая разработка пересмотрена и утверждена на заседании кафедры:

__ортопедической стоматологии_____________________________________

С дополнениями (изменениями) _____________________________________

 

 

И.о. заведующего кафедры  доц. И.В.Янишен

 

 

Тема 26. Изготовление индивидуальных ложек  на  верхнюю и нижнюю челюсти. Припасовка жёстких индивидуальных ложек. Функциональные пробы Гербста.

 

Актуальность темы. Одним из главных составляющих условий, определяющих успеш­ное изготовление съемных протезов при полном отсутствии зубов, является получение высококачественного функционального оттис­ка. От этого зависят основные свойства протезов, а именно их спо­собность к равномерному распределению жевательной нагрузки на подлежащие ткани с сохранением полноценного замыкающего клапана. Качественно изготовленная и припасованная индивиду­альная ложка существенно облегчает данную задачу.

 

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Ознакомление студентов с понятием функциональный оттиск и овладение методиками изготовления одномоментных индивидуальных ложек на беззубые верхнюю и нижнюю челюсти.

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ

 

Конкретные цели

Цели начального уровня знаний

1.Знать алгоритм обследования больного в клинике ортопедической  стоматологии.

 

1.Уметь провести клиническое обследование больного, поставить диагноз, выбрать конструкцию.

 

2. Знать последовательность этапов обследования  больных  в  клинике ортопедической стоматологии.

 

 

2. Уметь провести первый этап обследования больного: опрос и записать полученные  данные в амбулаторную карту  стоматологического больного

 (форма №043/0).

 

3. Знать строение верхней и нижней челюсти.

 

3.Уметь определить взаимоотношения верхней и нижней челюсти.

4. Знать строение слизистой оболочки полости рта.

4. Уметь  клинически определить наличие подслизистого слоя в различных участках слизистой оболочки полости рта.

5. Уметь правильно формулировать диагноз и заполнять амбулаторную историю болезни.

 5.Знать структуру диагноза и виды медицинской документации, которая используется в клинике ортопедической стоматологии

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ ВОЗМОЖНО ВЫПОЛНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • анатомические ориентиры для определения границ индивидуальной ложки на в/ч и н/ч;
  • методы изготовления индивидуальных ложек, требования к ним;
  • акриловые полимеры холодного отвердения ("Протакрил-М"), термопласты;
  • (пластинки АКР-П, листовой ПММА), технология переработки.

УИРС:

  • конспект: "Методика изготовления индивидуальной ложки из пластмассы "Протакрил-М", "Редонт,

Практические навыки:

  • подготовка модели для изготовления индивидуальной ложки из самотвер­деющей пластмассы;
  • изготовление индивидуальной ложки из самотвердеющей пластмассы.

 

 

УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ

Основная

  1. Ортопедическая стоматология / Н. Г. Аболмасов [и др.]. Смоленск, 2007. 576 с.
  2. Воронов, А. П. Ортопедическая стоматология : учеб. / А. П. Воронов, В. Н. Копейкин. М. : Медицина, 1998. 478 с.
  3. Воронов А.П. Ортопедическое лечение больных с полным отсутствием зубов /А.П.Воронов, И.Ю. Лебеденко, И.А.Воронов. - М.:МЕДпресс-информ -2006. - 320 с
  4. Гаврилов, Е. И. Ортопедическая стоматология : учеб. / Е. И. Гаврилов, А. С. Щербаков. М., 1984. 544 с.
  5. Калинина, Н. В. Протезирование при полной потере зубов. // Н. В. Калинина, В. А. Загорский. М. : Медицина, 1990. -224 с.
  6. Копейкин, В. Н. Руководство по ортопедической стоматологии / В. Н. Копейкин. М. : Медицина, 1993. 511 с.
  7. Полонейчик, Н. М. Лабораторная техника изготовления протезов при полном отсутствии зубов / Н. М. Полонейчик. Минск, 2000. 66 с.
  8. Современные аспекты изготовления полных съемных протезов : учеб.-метод.пособие / С. А. Наумович [и др.]. Минск : БГМУ, 2012. 215 с.
  9.  
  1. Нападов, М. А. Протезирование больных с полным отсутствием зубов / М. А. Нападов, А. Л. Сапожников. Киев : Здоровье, 1972. 58 с.
  2. Руководство по ортопедической стоматологии. Протезирование при полном отсутствии зубов / под ред. И. Ю. Лебеденко, Э. С. Каливраджияна, Т. И. Ибрагимова. М. : Медицинское информационное агентство, 2005. 195 с.

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка составлена: ______________________________

Методическая разработка пересмотрена и утверждена на заседании кафедры:

__ортопедической стоматологии_____________________________________

С дополнениями (изменениями) _____________________________________

 

 

И.о. заведующего кафедры  доц. И.В.Янишен

 

 

 

 

   

 

Тема 27. Припасовка жёстких индивидуальных ложек. Функциональные пробы гербста.

 

Актуальность темы. Припасовка индивидуальной ложки является одним из самых ответственных этапов, от которого зависит качество функционального оттиска. Известно, что для изготовления индивидуальной ложки врач получает анатомические оттиски, для которых характерно растягивание подвижной слизистой и несоответствие функциональных границ. Поэтому не должно складываться ошибочное впечатление, что индивидуальная  ложка  полученная из лаборатории по анатомическому оттиску уже готова для получения функциональных оттисков. Ошибки, допущенные во время припасовки индивидуальной ложки и получения с их помощью функциональных оттисков, в конечном итоге приводят к нарушению устойчивости полных съемных протезов и невозможности пользования ими.

 

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Фиксация протеза на беззубой челюсти будет зависеть от качества полученного оттиска челюстей, от того насколько четко он будет отображать рельеф и функциональное состояние протезного поля, поэтому для получения качественного функционального оттиска используют индивидуальные ложки.

 

 

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ

 

Конкретные цели

Цели начального уровня знаний

1. Знать анатомо-физиологические особенности полости рта без­зубого больного.

1. Уметь определить особенности

строения беззубых челюстей.

2. Знать методику припасовки индивидуальной ложки на верхнюю и нижнюю челюсти.

 

 

 

2. Уметь припасовать жёсткие индивидуальные ложки на верхнюю и нижнюю челюсть по методике Гербста.

3. Знать методику методику получения функциональных оттисков про помощи индивидуальных ложек

 

3.Уметь получить функциональные оттиски с верхней и нижней челюстей при помощи индивидуальных ложек.

4. Знать материалы для изготовления индивидуальных ложек.

4. Уметь  правильно подобрать оттискные материалы для изготовления индивидальных ложек.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ ВОЗМОЖНО ВЫПОЛНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • методика припасовки индивидуальной ложки на нижнюю беззубую челюсть;
  • методика припасовки индивидуальной ложки на верхнюю беззубую челюсть

УИРС:

  • нарисовать схему припасовки индивидуальной ложки на верхнюю и нижнюю беззубые челюсти по пробам Гербста.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:

  • освоить функциональные пробы Гербста (двигательный комплекс);
  • провести припасовку индивидуальных ложек на верхнюю и нижнюю беззубые челюсти по пробам Гербста.

 

 

УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ

Основная

  1. Ортопедическая стоматология / Н. Г. Аболмасов [и др.]. Смоленск, 2007. 576 с.
  2. Воронов, А. П. Ортопедическая стоматология : учеб. / А. П. Воронов, В. Н. Копейкин. М. : Медицина, 1998. 478 с.
  3. Воронов А.П. Ортопедическое лечение больных с полным отсутствием зубов /А.П.Воронов, И.Ю. Лебеденко, И.А.Воронов. - М.:МЕДпресс-информ -2006. - 320 с
  4. Гаврилов, Е. И. Ортопедическая стоматология : учеб. / Е. И. Гаврилов, А. С. Щербаков. М., 1984. 544 с.
  5. Калинина, Н. В. Протезирование при полной потере зубов. // Н. В. Калинина, В. А. Загорский. М. : Медицина, 1990. -224 с.
  6. Копейкин, В. Н. Руководство по ортопедической стоматологии / В. Н. Копейкин. М. : Медицина, 1993. 511 с.
  7. Современные аспекты изготовления полных съемных протезов : учеб.-метод.пособие / С. А. Наумович [и др.]. Минск : БГМУ, 2012. 215 с.
  8.  
  1. Нападов, М. А. Протезирование больных с полным отсутствием зубов / М. А. Нападов, А. Л. Сапожников. Киев : Здоровье, 1972. 58 с.
  2. Руководство по ортопедической стоматологии. Протезирование при полном отсутствии зубов / под ред. И. Ю. Лебеденко, Э. С. Каливраджияна, Т. И. Ибрагимова. М. : Медицинское информационное агентство, 2005. 195 с.
  3. Полонейчик, Н. М. Лабораторная техника изготовления протезов при полном отсутствии зубов / Н. М. Полонейчик. Минск, 2000. 66 с.

 

 

Методическая разработка составлена: ______________________________

Методическая разработка пересмотрена и утверждена на заседании кафедры:

__ортопедической стоматологии_____________________________________

С дополнениями (изменениями) _____________________________________

 

 

И.о. заведующего кафедры  доц. И.В.Янишен

 

Тема 28. Классификация функциональных оттисков с верхней и нижней челюстей. 

Актуальность темы. Для изготовления полного  съемного пластиночного протеза необходимо получить качественный отпечаток тканей протезного ложа не только в покое, но и во время функции. Эта манипуляция является актуальной и получила название – функциональный оттиск.

 

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Студент должен знать, для достижения каких целей используются функциональные оттиски при протезировании дефектов зубных рядов четвертой группы. Должен знать и овладеть навыками припасовки индивидуальных ложек на верхнюю и нижнюю челюсти. Овладеть приемами получения функциональных оттисков с применением различных оттискных материалов.

 

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ

 

Конкретные цели

Цели начального уровня знаний

1. Знать и уметь объяснить суть понятия функциональный оттиск.

 

1. Уметь объяснить отличие анатомического оттиска от функционального.

2. Знать классификацию типов слизистой и атрофии альвеолярных отростков для подбора оттискного материала и метода получения оттиска.

2. Уметь обосновать выбор оттискного материала в зависимости от атрофии альвеолярного отростка и типа слизистой.

 

3. Знать строение верхней и нижней челюсти.

 

3. Уметь определить взаимоотношения верхней и нижней челюсти.

4. Знать строение слизистой оболочки полости рта.

4. Уметь  клинически определить наличие подслизистого слоя в различных участках слизистой оболочки полости рта.

5. Знать критерии оценки функциональных оттисков

5. Уметь оценить полученный  функциональный оттиск в клинике

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ ВОЗМОЖНО ВЫПОЛНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • анатомо-функциональное изменение в челюстно-лицевой области при полной потере зубов;
  • клинические и лабораторные методы получения функционального оттиска;
  • формулирование диагноза у больных с полным отсутствием зубов.

УИРС

  • классификацию  функциональных оттисков по Гаврилову.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:

-        нанести оттискной материал на индивидуальную ложку;

-        ввести индивидуальную ложку в полость рта пациента и отработать методику формирования краев оттиска при помощи различных движений губ и языка пациента и других приемов.

 

 

УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ

Основная

  1. Ортопедическая стоматология / Н. Г. Аболмасов [и др.]. Смоленск, 2007. 576 с.
  2. Воронов, А. П. Ортопедическая стоматология : учеб. / А. П. Воронов, В. Н. Копейкин. М. : Медицина, 1998. 478 с.
  3. Воронов А.П. Ортопедическое лечение больных с полным отсутствием зубов /А.П.Воронов, И.Ю. Лебеденко, И.А.Воронов. - М.:МЕДпресс-информ -2006. - 320 с
  4. Гаврилов, Е. И. Ортопедическая стоматология : учеб. / Е. И. Гаврилов, А. С. Щербаков. М., 1984. 544 с.
  5. Калинина, Н. В. Протезирование при полной потере зубов. // Н. В. Калинина, В. А. Загорский. М. : Медицина, 1990. -224 с.
  6. Копейкин, В. Н. Руководство по ортопедической стоматологии / В. Н. Копейкин. М. : Медицина, 1993. 511 с.
  7. Полонейчик, Н. М. Лабораторная техника изготовления протезов при полном отсутствии зубов / Н. М. Полонейчик. Минск, 2000. 66 с.
  8. Современные аспекты изготовления полных съемных протезов : учеб.-метод.пособие / С. А. Наумович [и др.]. Минск : БГМУ, 2012. 215 с.
  9.  
  1. Нападов, М. А. Протезирование больных с полным отсутствием зубов / М. А. Нападов, А. Л. Сапожников. Киев : Здоровье, 1972. 58 с.
  2. Руководство по ортопедической стоматологии. Протезирование при полном отсутствии зубов / под ред. И. Ю. Лебеденко, Э. С. Каливраджияна, Т. И. Ибрагимова. М. : Медицинское информационное агентство, 2005. 195 с.

 

 

Методическая разработка  составлена: ______________________________

Методическая разработка пересмотрена и утверждена на заседании кафедры:

__ортопедической стоматологии_____________________________________

С дополнениями (изменениями) _____________________________________

 

 

И.о. заведующего  кафедры доц. И.В.Янишен

 

 

 

Тема 29.     Определение центрального соотношения челюстей при дефектах зубных рядов IY группы по Бетельману.      

 

Актуальность темы. Для изготовления полного  съемного пластиночного протеза необходимо определение центрального соотношения челюстей при дефектах зубных рядов IY группы по Бетельману.

 

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Студент должен знать, для достижения каких целей определяется высота прикуса и центральное соотношение челюстей.

 

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ

 

Конкретные цели

Цели начального уровня знаний

1. Знать и уметь объяснить суть понятия функциональный оттиск.

 

1. Уметь объяснить отличие анатомического оттиска от функционального.

2. Знать классификацию типов слизистой и атрофии альвеолярных отростков для подбора оттискного материала и метода получения оттиска.

2. Уметь обосновать выбор оттискного материала в зависимости от атрофии альвеолярного отростка и типа слизистой.

 

3. Знать строение верхней и нижней челюсти.

 

3. Уметь определить взаимоотношения верхней и нижней челюсти.

4. Знать строение слизистой оболочки полости рта.

4. Уметь  клинически определить наличие подслизистого слоя в различных участках слизистой оболочки полости рта.

5. Знать критерии оценки функциональных оттисков

5. Уметь оценить полученный  функциональный оттиск в клинике

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ ВОЗМОЖНО ВЫПОЛНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • анатомо-функциональное изменение в челюстно-лицевой области при полной потере зубов;
  • клинические и лабораторные методы исследования при полной потере зубов.

УИРС

  • зарисовать и записать схематично требования предъявляемые к окклюзионным валикам;
  • зарисовать соотношевие валика к антропометрическим ориентирам.

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:

       

  • обследование больного;
  • сопоставить восковые базисы вне полости рта
  • припасовать восковые базисы в полости рта
  • определить центральное соотношение челюстей анатомо-физиологическим методом

 

УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ

Основная

  1. Ортопедическая стоматология / Н. Г. Аболмасов [и др.]. Смоленск, 2007. 576 с.
  2. Воронов, А. П. Ортопедическая стоматология : учеб. / А. П. Воронов, В. Н. Копейкин. М. : Медицина, 1998. 478 с.
  3. Воронов А.П. Ортопедическое лечение больных с полным отсутствием зубов /А.П.Воронов, И.Ю. Лебеденко, И.А.Воронов. - М.:МЕДпресс-информ -2006. - 320 с
  4. Гаврилов, Е. И. Ортопедическая стоматология : учеб. / Е. И. Гаврилов, А. С. Щербаков. М., 1984. 544 с.
  5. Калинина, Н. В. Протезирование при полной потере зубов. // Н. В. Калинина, В. А. Загорский. М. : Медицина, 1990. -224 с.
  6. Копейкин, В. Н. Руководство по ортопедической стоматологии / В. Н. Копейкин. М. : Медицина, 1993. 511 с.
  7. Полонейчик, Н. М. Лабораторная техника изготовления протезов при полном отсутствии зубов / Н. М. Полонейчик. Минск, 2000. 66 с.
  8. Современные аспекты изготовления полных съемных протезов : учеб.-метод.пособие / С. А. Наумович [и др.]. Минск : БГМУ, 2012. 215 с.
  9.  
  1. Нападов, М. А. Протезирование больных с полным отсутствием зубов / М. А. Нападов, А. Л. Сапожников. Киев : Здоровье, 1972. 58 с.
  2. Руководство по ортопедической стоматологии. Протезирование при полном отсутствии зубов / под ред. И. Ю. Лебеденко, Э. С. Каливраджияна, Т. И. Ибрагимова. М. : Медицинское информационное агентство, 2005. 195 с.

 

 

 

Методическая разработка  составлена: ______________________________

Методическая разработка пересмотрена и утверждена на заседании кафедры:

__ортопедической стоматологии_____________________________________

С дополнениями (изменениями) _____________________________________

 

 

И.о. заведующего  кафедры доц. И.В.Янишен

 

Тема 30. Биомеханика движений нижней челюсти. Факторы окклюзии. Теории артикуляции, основные положения.

Актуальность темы.

Необходимо познакомить студентов с общими основами функциональной анатомии, осветить основополагающие законы артикуляции Бонвиля, Ганау. феномен Христенсена, которые были положены в основу построения аппаратов для постановки зубов (артикуляторов). Знание этих законов позволит врачу изготовить функционально полноценные полные съемные зубные протезы. У больных с полным отсутствием зубов остается лишь один естественный ориентир – ВНЧС. Поэтому, врачу, чтобы правильно сконструировать искусственные зубные ряды, необходимо четко представлять взаимоотношение всех элементов жевательного аппарата при всех движениях нижней челюсти, что определяется понятием «биомеханика движений нижней челюсти».

 

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Дать анатомический очерк касательно органов зубочелюстной системы:

- изложить строение ВНЧС и зубных рядов в норме и при возрастных изменениях;

- проанализировать в хронологическом порядке разработки авторов по вопросам артикуляции в челюстно-лицевой области;

- детально разобрать соотношения элементов височно-нижнечелюстного сустава и зубных рядов при различных движениях нижней челюсти (сагиттальных, трансверзальных);

- обосновать важность использования законов Бонвиля, Ганау и феномена Христенсена при создании искусственных зубных рядов.

 

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ

Конкретные цели

Цели начального уровня знаний

1.Знать алгоритм обследования больного в клинике ортопедической  стоматологии.

1.Уметь провести клиническое обследование больного, поставить диагноз, выбрать конструкцию.

2. Знать последовательность этапов загипсовки моделей в окклюдатор,артикулятор.

2. Уметь загипсовать модели в окклюдатор, артикулятор.

 

3. Знать ориентиры для постановки зубов в артикуляторе.

 

3.Уметь перенести на модель ориентиры, полученные при приеме пациента.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ ВОЗМОЖНО ВЫПОЛНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. анатомо-функциональное изменение в челюстно-лицевой области при полной потере зубов;
  2. клинические и лабораторные методы исследования при полной потере зубов;
  3. формулирование диагноза у больных с полным отсутствием зубов.

 

УИРС:

Схематические зарисовки, конспектирование:

зарисовать схему, анатомической постановки зубов по отношению к протетической плоскости.

 

УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ

Основная

  1. Ортопедическая стоматология / Н. Г. Аболмасов [и др.]. Смоленск, 2007. 576 с.
  2. Воронов, А. П. Ортопедическая стоматология : учеб. / А. П. Воронов, В. Н. Копейкин. М. : Медицина, 1998. 478 с.
  3. Воронов А.П. Ортопедическое лечение больных с полным отсутствием зубов /А.П.Воронов, И.Ю. Лебеденко, И.А.Воронов. - М.:МЕДпресс-информ -2006. - 320 с
  4. Гаврилов, Е. И. Ортопедическая стоматология : учеб. / Е. И. Гаврилов, А. С. Щербаков. М., 1984. 544 с.
  5. Калинина, Н. В. Протезирование при полной потере зубов. // Н. В. Калинина, В. А. Загорский. М. : Медицина, 1990. -224 с.
  6. Копейкин, В. Н. Руководство по ортопедической стоматологии / В. Н. Копейкин. М. : Медицина, 1993. 511 с.
  7. Полонейчик, Н. М. Лабораторная техника изготовления протезов при полном отсутствии зубов / Н. М. Полонейчик. Минск, 2000. 66 с.
  8. Современные аспекты изготовления полных съемных протезов : учеб.-метод.пособие / С. А. Наумович [и др.]. Минск : БГМУ, 2012. 215 с.
  9.  
  1. Нападов, М. А. Протезирование больных с полным отсутствием зубов / М. А. Нападов, А. Л. Сапожников. Киев : Здоровье, 1972. 58 с.
  2. Руководство по ортопедической стоматологии. Протезирование при полном отсутствии зубов / под ред. И. Ю. Лебеденко, Э. С. Каливраджияна, Т. И. Ибрагимова. М. : Медицинское информационное агентство, 2005. 195 с.

 

Методическая разработка  составлена: ______________________________

Методическая разработка пересмотрена и утверждена на заседании кафедры:

__ортопедической стоматологии_____________________________________

С дополнениями (изменениями) _____________________________________

 

 

И.о. заведующего  кафедры доц. И.В.Янишен

 

Тема 31   Теории артикуляции, основные положения.

 

Актуальность темы. В этой методической разработке освещаются основополагающие законы артикуляции Бонвиля, Ганау. феномен Христенсена, которые были положены в основу построения аппаратов для постановки зубов (артикуляторов). Знание этих законов позволит врачу изготовить функционально полноценные полные съемные зубные протезы. У больных с полным отсутствием зубов остается лишь один естественный ориентир – ВНЧС. Поэтому, врачу, чтобы правильно сконструировать искусственные зубные ряды, необходимо четко представлять взаимоотношение всех элементов жевательного аппарата при всех движениях нижней челюсти, что определяется понятием «биомеханика движений нижней челюсти.

 

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

- изложить строение ВНЧС и зубных рядов в норме и при возрастных изменениях;

- проанализировать в хронологическом порядке разработки авторов по вопросам артикуляции в челюстно-лицевой области;

- детально разобрать соотношения элементов височно-нижнечелюстного сустава и зубных рядов при различных движениях нижней челюсти (сагиттальных, трансверзальных);

- обосновать важность использования законов Бонвиля, Ганау и феномена Христенсена при создании искусственных зубных рядов.

 

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ

 

Конкретные цели

Цели начального уровня знаний

1.Знать алгоритм обследования больного в клинике ортопедической стоматологии.

 

1.Уметь провести клиническое обследование больного, поставить диагноз, выбрать конструкцию.

2. Знать последовательность этапов анатомической постановки зубов

 

2. Уметь произвести анатомическую постановку по стеклу по Васильеву.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ ВОЗМОЖНО ВЫПОЛНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Изучить теории артикуляции Монсона. Законы Бонвиля. Пятерка Ганау.

УИРС:

  • Зарисовать схему анатомической постановки зубов по отношению к протетической плоскости.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:

         Уметь поизвести анатомическую постановку зубов по стеклу.

 

УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ

Основная

  1. Ортопедическая стоматология / Н. Г. Аболмасов [и др.]. Смоленск, 2007. 576 с.
  2. Воронов, А. П. Ортопедическая стоматология : учеб. / А. П. Воронов, В. Н. Копейкин. М. : Медицина, 1998. 478 с.
  3. Воронов А.П. Ортопедическое лечение больных с полным отсутствием зубов /А.П.Воронов, И.Ю. Лебеденко, И.А.Воронов. - М.:МЕДпресс-информ -2006. - 320 с
  4. Гаврилов, Е. И. Ортопедическая стоматология : учеб. / Е. И. Гаврилов, А. С. Щербаков. М., 1984. 544 с.
  5. Калинина, Н. В. Протезирование при полной потере зубов. // Н. В. Калинина, В. А. Загорский. М. : Медицина, 1990. -224 с.
  6. Копейкин, В. Н. Руководство по ортопедической стоматологии / В. Н. Копейкин. М. : Медицина, 1993. 511 с.
  7. Полонейчик, Н. М. Лабораторная техника изготовления протезов при полном отсутствии зубов / Н. М. Полонейчик. Минск, 2000. 66 с.
  8. Современные аспекты изготовления полных съемных протезов : учеб.-метод.пособие / С. А. Наумович [и др.]. Минск : БГМУ, 2012. 215 с.
  9.  
  1. Нападов, М. А. Протезирование больных с полным отсутствием зубов / М. А. Нападов, А. Л. Сапожников. Киев : Здоровье, 1972. 58 с.
  2. Руководство по ортопедической стоматологии. Протезирование при полном отсутствии зубов / под ред. И. Ю. Лебеденко, Э. С. Каливраджияна, Т. И. Ибрагимова. М. : Медицинское информационное агентство, 2005. 195 с.

 

 

 

Методическая разработка  составлена: ______________________________

Методическая разработка пересмотрена и утверждена на заседании кафедры:

__ортопедической стоматологии_____________________________________

С дополнениями (изменениями) _____________________________________

 

 

И.о. заведующего  кафедры доц. И.В.Янишен

 

 

Тема 32. ПРИНЦЫП РАБОТЫ С АРТИКУЛЯТОРОМ ПРИ ПРОТЕЗИРОВАНИИ ПАЦИЕНТОВ С ПОЛНОЙ АДЕНТИЕЙ.

 

Актуальность темы. Во время изготовления съемных протезов важное значение имеет этап фиксации центральной окклюзии в аппаратах, которые восстанавливают движения нижней челюсти. Применение современных аппаратов, воспроизводящих движения нижней челюсти дает возможность провести этот этап с учетом индивидуальных особенностей строения элементов зубочелюстного аппарата и конструировать функционально эффективные протезы клинических случаях

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

  1. трактовать понятие артикулятор;
  2. трактовать понятие окклюдатор;
  3. классифицировать артикуляторы;
  4. анализировать строение окклюдатора;
  5. анализировать строение сердеанатомического артикулятора;
  6. анализировать строение универсального артикулятора;
  7. анализировать тактику выбора артикулятора;
  8. анализировать методы записи движений нижней челюсти;
  9. анализировать запись горизонтальных движений нижней челюсти;
  10. анализировать запись вертикальных движений нижней челюсти;
  11. анализировать запись сагиттальных движений нижней челюсти.

 

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ

Конкретные цели

Цели начального уровня знаний

1.Знать алгоритм обследования больного в клинике ортопедической  стоматологии.

1.Уметь провести клиническое обследование больного, поставить диагноз, выбрать конструкцию.

2. Знать последовательность фиксации моделей в артикуляторе.

2. Уметь зафиксировать модели челюсти в артикуляторе.

3. Знать строение верхней и нижней челюсти.

 

3.Уметь определить взаимоотношения верхней и нижней челюсти.

4. Знать соотношение верхней и нижней челюсти в положении ЦО.

4. Уметь  из предложенных моделей выбрать артикулятор для загипсовки моделей.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ ВОЗМОЖНО ВЫПОЛНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • анатомо-функциональное изменение в челюстно-лицевой области при полной потере зубов;
  • клинические и лабораторные методы исследования при полной потере зубов;
  • формулирование диагноза у больных с полным отсутствием зубов.

УИРС:

  • Зарисовать строение окклюдатора.
  • зарисовать строение артикуляторов.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:

1.Используя учебный образец, объяснить строение окклюдатора.

2.Используя учебный образец, объяснить строение артикулятора.

3.Согласно предложенным моделям выбрать артикулятор для их загипсовки.

4.Провести манипуляцию гипсовки модели в положении центральной окклюзии в окклюдатор.

УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ

Основная

  1. Ортопедическая стоматология / Н. Г. Аболмасов [и др.]. Смоленск, 2007. 576 с.
  2. Воронов, А. П. Ортопедическая стоматология : учеб. / А. П. Воронов, В. Н. Копейкин. М. : Медицина, 1998. 478 с.
  3. Воронов А.П. Ортопедическое лечение больных с полным отсутствием зубов /А.П.Воронов, И.Ю. Лебеденко, И.А.Воронов. - М.:МЕДпресс-информ -2006. - 320 с
  4. Гаврилов, Е. И. Ортопедическая стоматология : учеб. / Е. И. Гаврилов, А. С. Щербаков. М., 1984. 544 с.
  5. Калинина, Н. В. Протезирование при полной потере зубов. // Н. В. Калинина, В. А. Загорский. М. : Медицина, 1990. -224 с.
  6. Копейкин, В. Н. Руководство по ортопедической стоматологии / В. Н. Копейкин. М. : Медицина, 1993. 511 с.
  7. Полонейчик, Н. М. Лабораторная техника изготовления протезов при полном отсутствии зубов / Н. М. Полонейчик. Минск, 2000. 66 с.
  8. Современные аспекты изготовления полных съемных протезов : учеб.-метод.пособие / С. А. Наумович [и др.]. Минск : БГМУ, 2012. 215 с.
  9.  
  1. Нападов, М. А. Протезирование больных с полным отсутствием зубов / М. А. Нападов, А. Л. Сапожников. Киев : Здоровье, 1972. 58 с.
  2. Руководство по ортопедической стоматологии. Протезирование при полном отсутствии зубов / под ред. И. Ю. Лебеденко, Э. С. Каливраджияна, Т. И. Ибрагимова. М. : Медицинское информационное агентство, 2005. 195 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка  составлена: ______________________________

Методическая разработка пересмотрена и утверждена на заседании кафедры:

__ортопедической стоматологии_____________________________________

С дополнениями (изменениями) _____________________________________

 

 

 

И.о. заведующего  кафедры доц. И.В.Янишен

 

 

Тема 33. Анатомическая постановка зубов по стеклу, по сферической поверхности.

 

Актуальность темы. Под анатомической постановкой зубов следует понимать не столько точнее отображение анатомической формы и расположения зубных рядов, сколько искусственно созданные условия, которые не препятствуют естественным движениям нижней челюсти. Это, с одной стороны, приводит к повышению качества функциональной ценности полных съемных протезов за счет обеспечения равномерного распределения жевательного давления, а с другой, препятствует возникновению патологических изменений в твердых тканях протезного ложа.

     ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Изучить основные положения законов артикуляции и возможности их использования при конструировании съёмных протезов при полной потер зубов.

 

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ

 

Конкретные цели

Цели начального уровня знаний

  1.Знать анатомо-физиологические особенности полости рта при полной потере зубов

1.Уметь определять центральное соотношение челюстей при помощи прикусного устройства.

 

2. Знать аппараты, воспроизводящие движения нижней челюсти.

2.Уметь  формировать индивидуальные окклюзионные кривые на воскабразивных прикусных валиках

3. Знать строение верхней и нижней челюсти.

 

3.Уметь определить взаимоотношения верхней и нижней челюсти.

4. Знать методику анатомической постановки зубов при помощи стекла

4. Уметь проводить постановку зубов (с учетом индивидуальных параметров больного). 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ ВОЗМОЖНО ВЫПОЛНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • понятие стабилизации протезов: факторы, обеспечивающие стабилизации зубных протезов;
  • анатомическая постановка искусственных зубов по Гизи, модификация Васильева;
  • законы артикуляции Бонвиля, Гизи, Ганау, Монсона;

     -   артикуляционная пятёрка Ганау.

УИРС:

  • зарисовать схему анатомической постановки зубов по отношению к протетической плоскости.

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:

  • подготовка моделей к загипсовке в артикулятор или окклюдатор, определение анатомических ориентиров для постановки искусственных зубов;
  • гипсовка моделей в окклюдатор, артикулятор;
  • перенос на модели ориентиров, полученные при определении центрального соотношения челюстей;
  • анатомическая постановка зубов в простом шарнирном окклюдаторе по стеклу /по методу Васильева/.

 

            УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ

Основная

  1. Ортопедическая стоматология / Н. Г. Аболмасов [и др.]. Смоленск, 2007. 576 с.
  2. Воронов, А. П. Ортопедическая стоматология : учеб. / А. П. Воронов, В. Н. Копейкин. М. : Медицина, 1998. 478 с.
  3. Воронов А.П. Ортопедическое лечение больных с полным отсутствием зубов /А.П.Воронов, И.Ю. Лебеденко, И.А.Воронов. - М.:МЕДпресс-информ -2006. - 320 с
  4. Гаврилов, Е. И. Ортопедическая стоматология : учеб. / Е. И. Гаврилов, А. С. Щербаков. М., 1984. 544 с.
  5. Калинина, Н. В. Протезирование при полной потере зубов. // Н. В. Калинина, В. А. Загорский. М. : Медицина, 1990. -224 с.
  6. Копейкин, В. Н. Руководство по ортопедической стоматологии / В. Н. Копейкин. М. : Медицина, 1993. 511 с.
  7. Полонейчик, Н. М. Лабораторная техника изготовления протезов при полном отсутствии зубов / Н. М. Полонейчик. Минск, 2000. 66 с.
  8. Современные аспекты изготовления полных съемных протезов : учеб.-метод.пособие / С. А. Наумович [и др.]. Минск : БГМУ, 2012. 215 с.
  9.  
  1. Нападов, М. А. Протезирование больных с полным отсутствием зубов / М. А. Нападов, А. Л. Сапожников. Киев : Здоровье, 1972. 58 с.
  2. Руководство по ортопедической стоматологии. Протезирование при полном отсутствии зубов / под ред. И. Ю. Лебеденко, Э. С. Каливраджияна, Т. И. Ибрагимова. М. : Медицинское информационное агентство, 2005. 195 с.

 

Методическая разработка  составлена: ______________________________

Методическая разработка пересмотрена и утверждена на заседании кафедры:

__ортопедической стоматологии_____________________________________

С дополнениями (изменениями) _____________________________________

 

И.о. заведующего  кафедры доц. И.В.Янишен

 

 

Тема 34. Проверка конструкций полных съённых пластиночных протезов.

 

Актуальность темы. Проверка конструкций полных съемных протезов является важным этапом при  протезировании беззубых челюстей. При ее проведении есть возможность определить ошибки , которые могли быть допущены на предшествующих этапах и устранить их . Таким образом правильное проведение этого этапа значительно уменьшает количество переработок полных съемных протезов , и  значительно уменьшает количество ошибок , которые могут возникнуть при определении или фиксации центральной окклюзии.                          

 

       ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Знать этапы проверки конструкции полных съемных протезов, как в артикуляторе, так и в полости  рта.Овладеть навыками  диагностики возможных ошибок при определении и фиксации центральной окклюзии.Уметь  устранить  ошибки, которые обнаруживаются на этапе проверки конструкции полных съемных протезов.  

 

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ

 

Конкретные цели

Цели начального уровня знаний

1.Знать методику определения высоты нижнего отдела лица.

1.Уметь определить состояние физиологического  покоя нижней челюсти.

2. Знать артикуляционные и окклюзионные соотношения челюстей.

 

 

2. Уметь определять центральное соотношение челюстей.

3. Знать строение лицевого скелета

 

3.Уметь определять  фасон и цвет поставленных зубов в соответствии с типом лица и возрастом пациента.

 

4. Знать методику проверки восковых базисов с искусственными зубами на моделях и в полости рта.

4. Уметь  клинически определить правильность постановки зубов в полости рта.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ ВОЗМОЖНО ВЫПОЛНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

         последовательность, объём манипуляций и клинических приёмов проверки восковой репродукции полных съёмных протезов

  • критерии правильности определения центрального соотношения челюстей
  • фонетические пробы, применяемые при проверке восковой репродукции полных протезов.
  • Возможные врачебные ошибки в определении отдельных элементов центральной окклюзии.
  • Ошибки в формировании прикусных валиков, их последствия, профилактика.
  • Возможные технические ошибки в переносе ориентиров центрального соотношения челюстей в окклюдаторе, артикуляторе, при конструировании искусственных зубных рядов, причины, профилактика.

УИРС:

  • Врачебные ошибки на этапах определения центрального соотношения челюстей.
  • основные компоненты /последовательность/ проверки восковой композиции полных съёмных протезов /конспект/.

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:

  • осмотр моделей и проверка постановки зубов в окклюдаторе, требования
  • проверка характера смыкания зубов при центральной окклюзии и при артикуляции
  • проверка стабилизации восковой композиции полного съёмного протеза
  • проверка эстетической эффективности протеза
  • способы устранения выявленных ошибок и клиническая коррекция восковой композиции полных съёмных протезов.

 

УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ

Основная

  1. Ортопедическая стоматология / Н. Г. Аболмасов [и др.]. Смоленск, 2007. 576 с.
  2. Воронов, А. П. Ортопедическая стоматология : учеб. / А. П. Воронов, В. Н. Копейкин. М. : Медицина, 1998. 478 с.
  3. Воронов А.П. Ортопедическое лечение больных с полным отсутствием зубов /А.П.Воронов, И.Ю. Лебеденко, И.А.Воронов. - М.:МЕДпресс-информ -2006. - 320 с
  4. Гаврилов, Е. И. Ортопедическая стоматология : учеб. / Е. И. Гаврилов, А. С. Щербаков. М., 1984. 544 с.
  5. Калинина, Н. В. Протезирование при полной потере зубов. // Н. В. Калинина, В. А. Загорский. М. : Медицина, 1990. -224 с.
  6. Копейкин, В. Н. Руководство по ортопедической стоматологии / В. Н. Копейкин. М. : Медицина, 1993. 511 с.
  7. Полонейчик, Н. М. Лабораторная техника изготовления протезов при полном отсутствии зубов / Н. М. Полонейчик. Минск, 2000. 66 с.
  8. Современные аспекты изготовления полных съемных протезов : учеб.-метод.пособие / С. А. Наумович [и др.]. Минск : БГМУ, 2012. 215 с.
  9.  
  1. Нападов, М. А. Протезирование больных с полным отсутствием зубов / М. А. Нападов, А. Л. Сапожников. Киев : Здоровье, 1972. 58 с.
  2. Руководство по ортопедической стоматологии. Протезирование при полном отсутствии зубов / под ред. И. Ю. Лебеденко, Э. С. Каливраджияна, Т. И. Ибрагимова. М. : Медицинское информационное агентство, 2005. 195 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка  составлена: ______________________________

Методическая разработка пересмотрена и утверждена на заседании кафедры:

__ортопедической стоматологии_____________________________________

С дополнениями (изменениями) _____________________________________

 

 

И.о. заведующего  кафедры доц. И.В.Янишен

 

Тема 35. Этапы гипсовки в полимеризационную кювету, методы полимеризации.

Актуальность темы. Важным моментом при изготовлении            полных съёмных пластиночных протезов ость подбор конструкционных материалов, которые обеспечивали как необходимый эстетический эффект, так и не имели бы вредного влияния на организм пациента.

 

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Изучить клинико-лабораторные этапы изготовления полных съёмных пластиночных протезов.

 

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ

Конкретные цели

Цели начального уровня знаний

1.Знать какие материалы используются для изготовления базиса полного съёмного пластиночного протеза.

1.Уметь перечислить материалы для изготовления базиса протеза.

2. Знать последовательность лабораторных  этапов  изготовления протеза.

 

 

2. Уметь перечислить лабораторные этапы изготовления полных съёмных  пластиночных протезов.

3. Знать режимы полимеризации пластмасс горячего отверждения.

3.Уметь провести паковку пластмассы горячего отверждения.

4. Знать способы загипсовки моделей в кювету.

 

4. Уметь  загипсовать  модели  в кювету прямым методом.

 

      

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ ВОЗМОЖНО ВЫПОЛНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • последовательность и объём манипуляций при загипсовке в кювету восковой репродукции полных съёмных протезов;
  • методики полимеризации пластмасс;
  • методы гипсовки репродукций протезов в кювету;
  • пластмассы, применяемые для изготовления базисов протезов и их починок;
  • методика починки протеза при переломе базиса, приварка зуба .

УИРС:

   -    режимы полимеризации пластмассы Фторакс, Этакрил.

   -    стадии полимеризации пластмасс.

   -    зарисовать кювету с загипсованой восковой репродукцией протеза  обратным способом.

                                ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:

  • подготовка моделей к загипсовке в  полимеризационную кювету;
  • загипсовать репродукцию протеза в кювету обратным способом;
  • замена воска пластмассой;
  • обработать протез после полимеризации;
  • провести починку протеза с переломом базиса, приварить зуб. 

 

УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ

Основная

  1. Ортопедическая стоматология / Н. Г. Аболмасов [и др.]. Смоленск, 2007. 576 с.
  2. Воронов, А. П. Ортопедическая стоматология : учеб. / А. П. Воронов, В. Н. Копейкин. М. : Медицина, 1998. 478 с.
  3. Воронов А.П. Ортопедическое лечение больных с полным отсутствием зубов /А.П.Воронов, И.Ю. Лебеденко, И.А.Воронов. - М.:МЕДпресс-информ -2006. - 320 с
  4. Гаврилов, Е. И. Ортопедическая стоматология : учеб. / Е. И. Гаврилов, А. С. Щербаков. М., 1984. 544 с.
  5. Калинина, Н. В. Протезирование при полной потере зубов. // Н. В. Калинина, В. А. Загорский. М. : Медицина, 1990. -224 с.
  6. Копейкин, В. Н. Руководство по ортопедической стоматологии / В. Н. Копейкин. М. : Медицина, 1993. 511 с.
  7. Полонейчик, Н. М. Лабораторная техника изготовления протезов при полном отсутствии зубов / Н. М. Полонейчик. Минск, 2000. 66 с.
  8. Современные аспекты изготовления полных съемных протезов : учеб.-метод.пособие / С. А. Наумович [и др.]. Минск : БГМУ, 2012. 215 с.
  9.  
  1. Нападов, М. А. Протезирование больных с полным отсутствием зубов / М. А. Нападов, А. Л. Сапожников. Киев : Здоровье, 1972. 58 с.
  2. Руководство по ортопедической стоматологии. Протезирование при полном отсутствии зубов / под ред. И. Ю. Лебеденко, Э. С. Каливраджияна, Т. И. Ибрагимова. М. : Медицинское информационное агентство, 2005. 195 с.

 

 

 

 

Методическая разработка  составлена: ______________________________

Методическая разработка пересмотрена и утверждена на заседании кафедры:

__ортопедической стоматологии_____________________________________

С дополнениями (изменениями) _____________________________________

 

 

И.о. заведующего  кафедры доц. И.В.Янишен

 

 

 

Тема 37. Фиксация полных съемных протезов. Адаптация к протезам. Коррекция полных съёмных протезов.

 

Актуальность темы. Сдача полного съёмного протеза  является очень важным и соответствующим этапом в протезировании на беззубых челюстях.  Она требует соответствующего внимания от врача на всех своих этапах . От того насколько внимательно врач проведет этот этап, зависит насколько удобно будет пользоваться этим протезом пациенту . Очень часто в день сдачи протезов установить наличие тех или других недостатков не удается . В основном при сдаче устанавливают только грубые дефекты  в конструкции протезов, например ошибка при определении центрального соотношения челюстей.

 

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Уметь исправлять ошибки и корректировать протез в период адаптации.

  

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ ВОЗМОЖНО ВЫПОЛНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • методы фиксации протезов на беззубых челюстях, классификация, характеристика;
  • понятие стабилизации протезов;
  • нейтральная (клапанная) зона как функциональное образование, ее значение в фиксации протезов на беззубых челюстях;
  • клинико-лабораторные этапы изготовления  полных съемных протезов.

УИРС:

  • схема клинико-лабораторных этапов изготовления полных съемных протезов;
  • схема расположения неподвижной, пассивноподвижной и активноподвижной слизистой оболочки.

 

УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ

Основная

  1. Ортопедическая стоматология / Н. Г. Аболмасов [и др.]. Смоленск, 2007. 576 с.
  2. Воронов, А. П. Ортопедическая стоматология : учеб. / А. П. Воронов, В. Н. Копейкин. М. : Медицина, 1998. 478 с.
  3. Воронов А.П. Ортопедическое лечение больных с полным отсутствием зубов /А.П.Воронов, И.Ю. Лебеденко, И.А.Воронов. - М.:МЕДпресс-информ -2006. - 320 с
  4. Гаврилов, Е. И. Ортопедическая стоматология : учеб. / Е. И. Гаврилов, А. С. Щербаков. М., 1984. 544 с.
  5. Калинина, Н. В. Протезирование при полной потере зубов. // Н. В. Калинина, В. А. Загорский. М. : Медицина, 1990. -224 с.
  6. Копейкин, В. Н. Руководство по ортопедической стоматологии / В. Н. Копейкин. М. : Медицина, 1993. 511 с.
  7. Полонейчик, Н. М. Лабораторная техника изготовления протезов при полном отсутствии зубов / Н. М. Полонейчик. Минск, 2000. 66 с.
  8. Современные аспекты изготовления полных съемных протезов : учеб.-метод.пособие / С. А. Наумович [и др.]. Минск : БГМУ, 2012. 215 с.
  9.  
  1. Нападов, М. А. Протезирование больных с полным отсутствием зубов / М. А. Нападов, А. Л. Сапожников. Киев : Здоровье, 1972. 58 с.
  2. Руководство по ортопедической стоматологии. Протезирование при полном отсутствии зубов / под ред. И. Ю. Лебеденко, Э. С. Каливраджияна, Т. И. Ибрагимова. М. : Медицинское информационное агентство, 2005. 195 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка  составлена: ______________________________

Методическая разработка пересмотрена и утверждена на заседании кафедры:

__ортопедической стоматологии_____________________________________

С дополнениями (изменениями) _____________________________________

 

И.о. заведующего  кафедры доц. И.В.Янишен

 

 

Тема 38. Влияние базисов пластиночных протезов на ткани полости рта.

Актуальность теми

 В связи  с развитием стоматологического материаловедения и внедрением новых технологий  при протезировании различных дефектов зубных рядов остается актуальной тема взаимодействия и влияния этих материалов на ткани человеческого организма.

 

ОВнимание, откроется в новом окне!БЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Целью занятия является  рассмотрение вопросов связанных с влиянием акриловых пластмасс на слизистую оболочку полости рта, и изучение видов и компонентов акриловых пластмасс.

 

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ

Конкретные цели

Цели начального уровня знаний

1.Знать как произвести наложение протеза на слизистую оболочку полости рта

 

1.Уметь на практике наложить полный съемный пластиночный протез на слизистую оболочку полости рта.

2. Знать как производить коррекцию съемного пластиночного протеза

 

2.Уметь произвести коррекцию протеза у пациента.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ ВОЗМОЖНО ВЫПОЛНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. Влияние акриловых пластмасс на слизистую оболочку полости рта.
  2. Рекомендации по уходу и пользованию ЧСПП;
  3. Компоненты акриловых пластмасс
  4. Виды акриловых пластмасс, применяемых в ортопедической стоматологии

 

УИРС. Схематические зарисовки, конспектирование:

-Записать какие осложнения могут возникнуть при пользовании протезами, изготовленными из акриловыз пластмасс.

- Факторы непереносимости акриловых пластмасс

 

Практические навыки:

Проводить коррекцию базиса протеза;

Наложение протеза на слизистую оболочку полости рта

 

 

УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ

Основная

  1. Ортопедическая стоматология / Н. Г. Аболмасов [и др.]. Смоленск, 2007. 576 с.
  2. Воронов, А. П. Ортопедическая стоматология : учеб. / А. П. Воронов, В. Н. Копейкин. М. : Медицина, 1998. 478 с.
  3. Воронов А.П. Ортопедическое лечение больных с полным отсутствием зубов /А.П.Воронов, И.Ю. Лебеденко, И.А.Воронов. - М.:МЕДпресс-информ -2006. - 320 с
  4. Гаврилов, Е. И. Ортопедическая стоматология : учеб. / Е. И. Гаврилов, А. С. Щербаков. М., 1984. 544 с.
  5. Калинина, Н. В. Протезирование при полной потере зубов. // Н. В. Калинина, В. А. Загорский. М. : Медицина, 1990. -224 с.
  6. Копейкин, В. Н. Руководство по ортопедической стоматологии / В. Н. Копейкин. М. : Медицина, 1993. 511 с.
  7. Полонейчик, Н. М. Лабораторная техника изготовления протезов при полном отсутствии зубов / Н. М. Полонейчик. Минск, 2000. 66 с.
  8. Современные аспекты изготовления полных съемных протезов : учеб.-метод.пособие / С. А. Наумович [и др.]. Минск : БГМУ, 2012. 215 с.
  9.  
  1. Нападов, М. А. Протезирование больных с полным отсутствием зубов / М. А. Нападов, А. Л. Сапожников. Киев : Здоровье, 1972. 58 с.
  2. Руководство по ортопедической стоматологии. Протезирование при полном отсутствии зубов / под ред. И. Ю. Лебеденко, Э. С. Каливраджияна, Т. И. Ибрагимова. М. : Медицинское информационное агентство, 2005. 195 с.

 

 

 

 

Методическая разработка  составлена: ______________________________

Методическая разработка пересмотрена и утверждена на заседании кафедры:

__ортопедической стоматологии_____________________________________

С дополнениями (изменениями) _____________________________________

 

 

И.о. заведующего  кафедры доц. И.В.Янишен